Книга Стивена Кови «7 навыков высокоэффективных людей» является бестселлером уже более 10 лет. Добрая половина компаний, вошедших в список Форбс, научили своих сотрудников работать согласно правилам, описанным в книге. Поэтому сегодня мы познакомимся с идеями Кови и его 7 основными навыками успешных, эффективных и счастливых людей.
Стивен Кови не рассказывает нам басни, как медитировать и привлекать желаемое в нашу жизнь с помощью силы мысли. Эта книга о том, как лучше понять себя, выстроить качественные отношения и получать устойчивый результат в любой работе.
Поэтому первое, о чем говорит автор — не притворяйтесь. Пытаясь навешать на себя атрибуты желаемой, но нереальной жизни, мы словно принимаем обезболивающее: сначала боль проходит и мы действительно верим, что желаемый успех совсем рядом, но потом реальность берет свое. И тогда случается прокрастинация, лень и злость за то, что мир не дает нам получить желаемое.
Чтобы этого не случилось и с вами, «7 навыков высокоэффективных людей» учит нас смело брать ответственность и инициативу в жизни на себя, эффективно общаться с людьми и сохранять жизненные ресурсы в балансе.
Давайте уже приступим к главному: тем самым навыкам, которые изменили жизнь миллионов людей. Автор советует двигаться от 1 навыка к 7 постепенно, как будто вы учитесь ходить. Это важно, потому что так вы сможете вывести качество своей жизни на совершенно другой уровень.
Навык 1: Проактивность
Успешных людей отличает одно важное качество — проактивность.
Проактивные люди считают себя хозяевами своей жизни и не впадают в состояние жертвы. Вообще, состояние жертвы — очень вредная штука. Оно заставляет перекладывать ответственность на обстоятельства и много жаловаться на жизнь. Я думаю, мы все знакомы с такими людьми, которым всегда что-то мешает.
Первое, что советует сделать Стивен Кови — взять на себя ответственность. Потому что ответственность это всегда свобода. Вы сами выбираете то, как вы будете относиться к событиям в вашей жизни. И только вы выбираете, на что направить свое внимание: на неудачи и ошибки или на новые возможности и победы.
Навык 2: Представляйте конечную цель
В книге есть очень интересный эксперимент: представьте, что вы пришли на похороны знакомого вам человека, но вы пока не знаете, кто это. Вы видите близких людей, своих друзей и родственников. Вот вы подходите к гробу, чтобы посмотреть, кто там лежит, а там — вы. Жуткое зрелище.
А теперь представьте во всех красках, что бы вы хотели слышать о себе от пришедших на ваши похороны людей: каким вы были другом, мужем, родителем, какую жизнь вы прожили. что вы сделали.
С помощью этого эксперимента можно хорошо понять, что для вас действительно важно. Так вы найдете свои ценности и сможете представить жизнь, которой действительно хотите жить.
Навык 3: Делай то, что необходимо
Стивен Кови делит все дела на 4 категории:
- срочные и важные
- несрочные и важные
- срочные, но неважные
- несрочные и неважные
Люди, которые не хотят брать на себя ответственность и не знают, чего хотят в жизни, застревают в 3 и 4 пункте. Обычно это проверка почты, бесполезные звонки, социальные сети, разные развлечения и любые бесполезные действия, которыми мы оттягиваем время.
Но те, кто действительно хотят добиться успеха, направляют все свои силы на 1 и 2 пункт. Причем важно сделать так, чтобы большая часть вашего внимания была сконцентрирована именно на не срочных, но важных задачах (пункт 2). Это то, что работает эффективнее всего в долгосрочной перспективе. А дела из 1 категории Кови советует делегировать.
Если первые три навыка направлены на личную эффективность, то три следующих нужны для выстраивания хороших, качественных и продуктивных отношений.
Навык 4: Стратегия «Выиграл/Выиграл»
Это стратегия всегда взаимовыгодных отношений, где нет проигравших. И вы, и ваш оппонент получают то, что хотели. Это не уступки и компромиссы, это поиск наилучшего решения для всех.
Чтобы понять, как это работает, автор предлагает следующий алгоритм действий:
- Глубокая эмпатия по отношению к вашему оппоненту. Представьте проблему с его точки зрения во всей красе.
- Поймите, какие есть проблемы и заботы в сложившейся проблеме с каждой из сторон: и с вашей, и с чужой.
- Выявите, какие результаты должны быть достигнуты для обеих сторон в результате оптимального решения.
- Найдите новые варианты для достижения результатов, соответствующих выявленным потребностям из пункта 3.
Навык 5: Сначала - понять другого, а уже потом самому быть понятым
Этот навык сильно пересекается с предыдущим. Стивен Кови очень много внимания уделяет тому, как построить эффективные коммуникации, поэтому здесь речь пойдет об ошибке, которую многие совершают постоянно и неосознанно.
Мы все хотим быть услышанными и понятыми. Вспомните, ведь когда вас слушают и понимают, вы считаете собеседника интересным и приятным. Вы хотите продолжать диалог и автоматически проникаетесь такими эмпатичными и внимательными слушателями.
Теперь вам самим нужно стать таким.
Навык 6: Синергия
Это тот случай, когда 1+1=3.
Стивен Кови считает, что если мы будем уделять друг другу достаточно внимания и понимания, перестанем бороться и соревноваться, то в результате взаимодействий наши таланты и положительные качества будут не складываться, а перемножаються.
Для того, чтобы добиться синергии, нужно:
● уважать различия друг друга
● перестать соперничать и начать сотрудничать
● всегда следовать стратегии «выиграл/выиграл»
● прийти к внутренней синергии с помощью первых трех навыков
Навык 7: Обновление
Последний навык, который замыкает круг. Это то, на чем держится ваша энергия.
Быть продуктивным и успешным невозможно, если не уделять внимание отдыху, развитию и обновлению.
Кови выделяет 4 главных источника внутреннего ресурса: физическое здоровье, социальная жизнь, интеллектуальное развитие и духовность. Держа их в балансе вы сможете сохранять и генерировать внутренние ресурсы, отдыхать и наполняться энергией и вдохновением.
Полностью прочитать книгу «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови можно в электронной корпоративной библиотеке «Alpina Digital», где вы найдете более 4000 книг, саммари, лекций и аудиокниг по личностному росту, развитию, мотивации и многому другому.
Вместе с «Alpina Digital» ваша компания может легко обучать и развивать своих сотрудников, а удобное приложение с личным кабинет для HR поможет вам отслеживать их успехи.