Знаменитая башня Эйфеля сегодня - символ французской столицы. Трудно поверить, что парижане были против ее строительства и несколько раз собирались демонтировать грандиозное сооружение.
Гюстав Эйфель родился в 1832 в Дижоне, окончил Центральное инженерное училище в Париже и быстро выдвинулся как крупный специалист по металлическим конструкциям. Он спроектировал Западный железнодорожный вокзал в Будапеште, железный каркас статуи в Нью-Йорке. К концу жизни в небольшой квартире на самом верху названной в его честь башни он углубился в опыты по метеорологии и аэродинамике. Свое самое знаменитое творение Эйфель называл просто "300-метровой башней".
В 1884 году французское правительство решило провести в Париже Всемирную выставку, посвященную столетию Великой Французской революции 1789-1794 годов. На ее входе планировали воздвигнуть необыкновенный монумент-арку, который поразил бы воображение участников и посетителей. Сотрудники инженерной фирмы Эйфеля Морис Кёхлен и Эмиль Нугье, к которым присоединился архитектор Стефан Совестр, предложили создать металлическую башню высотой 300 метров. Заинтересовавшись проектом, Эйфель переработал его, получил вместе со своими сотрудниками патент, а впоследствии выкупил у них и исключительные права на новую конструкцию.
Проект Эйфеля выиграл организованный в 1886 году государственный конкурс, в котором участвовали еще 107 претендентов. Среди представленных проектов встречались даже такие экстравагантные, как гигантская гильотина.
Строительство башни в историческом центре Парижа, на Марсовом поле, началось в январе 1887 года. Оно вызвало протесты многих уважаемых деятелей культуры, в том писателей Ги де Мопассана, Александра Дюма-сына и композитора Шарля Гуно, писавших в парижский муниципалитет:"На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающейся над городом, как чернильная клякса". В строительстве были заняты сотни рабочих, для создания 12 тысяч деталей башни потребовалось 700 чертежей. Чтобы соединить все части башни, было использовано 2.5 миллионов заклепок, сооружение росло со скоростью примерно 15 метров в месяц. Нужно было уложиться в жесткие сроки. Большая часть конструкций была заранее изготовлена, ни одна деталь не весила больше 3 тонн для облегчения подъема. Когда сооружение "переросло" самые высокие подъемники, Эйфель разработал мобильные краны, которые двигались по рельсам, предназначенным для будущих лифтов. При строительстве сооружения не произошло ни одного смертельного случая.
Открытие башни состоялось 31 марта 1889 года. Конструкция оказалась сенсационно легкой: несмотря на вес в 10 тысяч тонн, она давит на землю так же, как сидящий на стуле человек, - с силой 4кг/см.кв.
Первая смотровая площадка находится на высоте 57 метров, на ней расположен ресторан "Жюль Верн", в котором регулярно обедал Ги де Мопассан, утверждавший, что это единственное место в огромном Париже, откуда не видно башню. Площадка второго этажа находится на высоте 115 метров, а третьего - на высоте 275 метров. К ней ведут 1792 ступени. Эйфелева башня была оборудована лифтами, механизмы которых действуют и сегодня.
Итоговый бюджет строительства составил 7,8 миллиона франков, из которых 2,5 миллиона - личные средства Эйфеля. Башня почти окупилась за период работы Всемирной выставки, а ее последующая эксплуатация оказалась доходным бизнесом. В 1909 году, по окончании концессии, полученной Эйфелем от правительства Франции и муниципалитета Парижа на эксплуатацию башни, ее должны были снести, но оставили для военных целей. С 1906 года на ней размещена радиостанция. В ходе Первой мировой войны она осуществляла перехват зашифрованных сообщений, который позволил, в частности, арестовать шпионку Мата Хари. В 1954 году на башне установили телевизионные передатчики, в связи с чем она выросла до 325 метров. С 1986 года Эйфелева башня освещается 300 прожекторами, закрепленными на ее конструкции. Сегодня нельзя вообразить столицу Франции без железной красавицы. Для всего мира она стала таким же очаровательным символом Парижа, как короли и императоры, мушкетеры и революционеры.
Если вам понравилась статья, не забывайте подписываться и ставить лайк!