"К концу первой недели января зарегистрированное количество смертей превысило миллион. Всемирная организация здравоохранения объявила о начале пандемии, которая распространялась с беспрецедентной скоростью. Центры по контролю и профилактике заболеваний идентифицировали вирус как новый штамм птичьего гриппа и определили, что передается он путем прямого контакта между людьми...
По всему миру главы стран призывали сохранять спокойствие и порядок, обещали помощь, разглагольствовали о законах...
Чтобы ограничить контакты между людьми, закрылись школы и огромное количество предприятий. Продажи медицинских масок, перчаток, антисептиков и противовирусных лекарств взлетели до небес...
Коммерческие пассажирские авиаперевозки прекратились еще на второй неделе в тщетной попытке остановить или замедлить распространение вируса по миру. Большинство из тех, кто воспользовался самолетами до запрета на выезд, покинув свои дома, города и даже страны, так и умерли в чужих местах...
Находящиеся в самоизоляции люди смотрели все более скудные выпуски новостей в надежде на чудо".
Знакомо, не правда ли? Нет, это не сводки полуторагодичной давности, когда в нашу размеренную жизнь с экранов телевизоров и со страниц книг шагнуло слово "пандемия". Кто бы мог подумать, что мы станем свидетелями ожившего апокалипсиса.
Живя в эпоху пандемии, иначе воспринимаешь все, что БЫЛО написано или снято на эту тему. БЫЛО, а не создавалось сейчас: роман Стивена Кинга "Противостояние" 1978 года или фильм "Заражение" (реж. Стивен Содерберг) 2011 года.
"Год первый" из серии "Избранная" Нора Робертс создала в 2017 - за два года ДО.
Конечно, в 2017 году мог появиться только фантастический роман. Поэтому вирус, по-народному Приговор (сколь меткое название!!!), убивает простых людей, а одаренных наделяет магическими способностями. Правда, не каждая психика способна справиться с магией, поэтому люди погибают и от вируса, похожего на грипп, и от магии.
Главные герои Макс и Лана чувствовали в себе задатки ведьмачества ещё до апокалипсиса, после стали дар развивать. Им суждено стать родителями Избранной - девочки, что должна будет изменить мир. Но это в будущем. В первой же книге повествование, главным образом, о том, как ВЫЖИТЬ после эпидемии. Власти нет, промышленность встала, сельское хозяйство в упадке, товарно-денежные отношения изжили себя. На улицах орудуют мародеры, против магов выступает организация Праведные воины.
Как часто в той или иной степени обыгрывают в современной литературе название романа Хаксли, но здесь на самом деле звучит весьма уместно.
"Дивный новый мир. – Макс свернул на перекрестке. – Дивный новый, чтоб его, мир".
Несколько сюжетных линий сходятся в одну, когда образуется поселение.
"Неподалеку есть поселение. Мы ведем торговлю. Я отвожу продукты с фермы в обмен на некоторые другие вещи. Например, на мельнице делают муку. Из шерсти овец научились делать пряжу и ткать полотно. А еще я пользуюсь услугами кузнеца и мясника. Приходится выкручиваться".
Люди пытаются восстановить хотя бы подобие привычного уклада и приходят к пониманию, что "в совместном труде заключается не только безопасность, но и сила всего человечества". Главная мысль нашей жизни в целом (не только этого романа).
Ничего в общем-то нового и необычного.
У Робертс есть книги намного сильнее, интереснее, индивидуальнее.
Здесь же иногда сильно напрягают узнаваемые повороты сюжета и оборванность повествования. Вряд ли, пожалуй, дочитала бы в другое время, когда слово "пандемия" стояло в одном ряду с "инопланетянами" и "зомби". Сам по себе роман средненький, герои шаблонны, но вот пророческая основа поразила.
В книге есть даже ответ на вопрос, зачем нужны маски. Сколько раз мы впустую сотрясали воздух, убежденно доказывая, что они не выполняют защитную функцию. Роман "Год первый":
"Когда они вышли наружу, стажер удивленно поинтересовалась:
– Ты разве не собираешься надевать маску?
– Ты же не хуже меня понимаешь, что они бесполезны. – Арлис выразительно посмотрела на Фред. – Если уж подхватишь вирус, то ничто не спасет.
– Но они создают у людей чувство безопасности. Мне казалось, тебе этого хотелось".
Безопасность. Будем ли мы её когда-то ощущать? Вот уж поистине "пандемия изменила жизнь каждого человека на планете".