Найти в Дзене

Адриана Трижиани "Поцелуй, Карло".

Адриана Трижиани "Поцелуй, Карло"

Обложка с сайта Озон.
Обложка с сайта Озон.

Мне понравилась "Жена башмачника", но все равно не стала сразу читать "Поцелуй, Карло!" в основном из-за названия. Да, как-то не сложилось у Трижиани с именами для книг. Я вообще достаточно трепетно отношусь к заголовком: нравится осмысливать их, поражаться простоте или, напротив, вычурной броскости. Здесь же нет ни то, ни другого. Более того, несмотря на кольцевую композицию, связанную со второстепенным персонажем Карло Гуардинфанте, смысл названия ускользает от меня, а это немного раздражает. Пожалуй, это единственное, что мне не понравилось, потому что этот роман более целостный, интересный.
Середина XX  века. В центре повествования - итальянская семья Палаццини, в 1901 году перебравшаяся в Америку, построившая небольшую "империю" пассажирских перевозок. Братья рассорились - город разделен на две части. Шекспировские страсти? Отчасти. Не хватает для этого воинственного запала. Однако Шекспир и зримо, и незримо присутствует в каждой строчке: в театре Борелли, что славился когда-то постановками классических пьес, а сейчас переживает не лучшие времена; в отношениях между героями Ники Кастоне и Каллы Борелли; в отношениях отца Борелли и его трёх дочерей, в отношениях семьи Палаццини.


"Любое затруднительное положение, в которое может попасть человек, уже разыграно в пьесах Уильяма Шекспира. Ни священник не нужен, ни врач — просто открой нужную страницу в нужном томе и прочти.Все ответы там".


По большому же счету книга о самых простых людях и главных ценностях - о любви и заботе, которые дарит семья.


"Что такое семья...? Группа людей, любящих друг друга и разделяющих общую историю".


Удивительно, что все философские рассуждения написаны  приземленным языком, что делает их не то чтобы доступными, скорее, несколько грубоватыми, но они от этого только выигрывают.


"Любовь… знаешь, любовь – это хрупкая романтическая мечта, странствие двоих в утлой лодочке. Вы отправляетесь в плавание, когда на море тишь, а позднее оно начинает бурлить, поднимается ветер, шторм швыряет вас, и вы понимаете, что в лодке большая дыра, которую вы не заметили раньше, а теперь вы в открытом океане, и вам ничего не остается, как вычерпывать воду во мраке, под гром и молнии. Ни пищи вы не запасли, ни фонаря у вас, ни сирены. Все, что у вас было, – это любовь, но этого ой как мало. И вы начинаете тонуть. Вы оборачиваетесь друг против друга. Вы забываете, зачем вы вообще сели в эту лодку. Все, что вы видели вначале, – бескрайнее синее небо, яркое солнце и друг друга. И это видение ослепило вас. Любовь – это обреченное путешествие, где все хорошее остается позади".


Да, перед нами книга о любви. О любви выстраданной и преданной, о любви, которую стоит "подождать", а потом бережно хранить, как хрустальную вазу. И как хорошо, что любовью овеяны все сюжетные линии и все страницы.


"Не нужно было мне болтать о родителях.
— Еще как нужно! И наслаждайся этим. Что может быть лучше, чем услышать о людях, любивших друг друга, не проживших жизнь зря, создавших семью. Совсем как в пьесе. Я многое бы отдал, чтобы увидеть любовь моих родителей, — увидеть их вместе, знаешь, просто их вдвоем на кухне, смеющихся, готовящих бутерброды, держащихся за руки на улице, видеть, как отец открывает дверь машины для мамы. Отсутствие таких воспоминаний делает тебя сиротой, тебе не хватает обычных ежедневных проявлений любви".

Трижиани - кулинарный мастер в литературе. Блюда, которые готовят её герои, на самом деле имеют запах и даже вкус. Постоянно ощущаешь желание приготовить пасту, поэкспериментировать с томатами и базиликом, чтобы получился настоящий итальянский соус. Умение вкусно описать еду словами - огромный талант.


"Готовили когда-нибудь тушеные томаты?
– Ни разу.
– Меня мама научила. Берем штук восемь крупных спелых красных помидоров, – начала Гортензия, – режем треугольными дольками, разогреваем в сотейнике сливочное масло, две чайные ложки сахара, шинкуем лук, припускаем до прозрачности. Посыпаем помидоры четвертью чайной ложки гвоздики, и пусть все кипит до готовности. Не забывайте помешивать. Если хотите подать как отдельное блюдо, поломайте кусочками хлеб и перемешайте. Ничего вкуснее вы не пробовали".


По-прежнему значим каждый персонаж. Только в "Поцелуе" все второстепенные лица оказываются такими же важными, как главные: их характер раскрывается полностью, сюжетная линия отслеживается даже после того, как они перестают играть свою роль.


Идея - 10
Сюжет - 10
Герои - 10
Язык - 10


Общий балл - 40


Уютная, милая книга, которую читаешь с удовольствием, несмотря на отсутствие великих страстей и бурных эмоций.


"Все деньги мира не дадут тебе безопасности, но вся любовь в мире - может".