Наверно каждое экономически слабое государство в наше время мечтает «отдаться с потрохами» сильному спонсору вроде США. Самим развиваться лень - так пусть умные иностранцы развивают, строят фабрики и заводы и создают рабочие места. Однако, иногда такое покровительство может дорого обойтись, что и произошло в истории Колумбии в 1930-х годах.
Проникновение влияния США в Колумбию началось еще до Первой Мировой войны. Финансисты «дяди Сема» стремились овладеть нефтяными месторождениями, а также производством кофе и бананов: если капиталовложения США в 1913 г. составляли 2 млн. долларов, то в 1920 г. составили 30 млн. долларов. В 1929 г. они составляли уже 261 млн. долларов и, по существу, США установили контроль над экономикой Колумбии. Однако финансисты развивали в Колумбии только выгодные для них отрасти, в первую очередь нефтяную, что превращало страну в сырьевой придаток богатого «благодетеля». Также американцам понравился кофе. Добыча нефти увеличилась с 144 тыс. т в 1925 г. до 2,9 млн. т в 1929 г., а вывоз кофе с 162 тыс. т в 1909-1913 гг. до 162 тыс. т в 1926-1930 гг.
Естественно, местные политики, чтобы они не «вякали», хорошо «подмазывались» долларами. Между консервативными колумбийскими партиями и их североамериканскими друзьями сложились самые дружественные отношения. Фактически местное правительство за мзду оберегало интересы иностранного бизнеса, а он нещадно эксплуатировал местное население. Таким образом, обогащение колумбийцев от иностранного присутствия было однобоким - выгоду получали правительство и наиболее квалифицированные работники из местных, а остальные влачили нищенское существование.
Например, когда в 1928 г. на плантациях североамериканской корпорации «United Fruit Company», занимавшейся производством и поставкой фруктов в США, произошла крупная забастовка 32 тыс. рабочих, колумбийская полиция и войска жестко подавили ее, начав стрелять. Было убито до 1,5 тыс. и ранено 3 тыс. человек. Попутно был принят закон о «социальной защите» фактически о запрещении впредь забастовок, чтобы не досаждали иностранным хозяевам. Кроме того, фирма «United Fruit Company» скупала за бесценок у местных урожай бананов. Чтобы понять насколько эта фирма была серьезной стоит сказать, что в 1954 г. пост члена совета директоров этой компании занял бывший директор ЦРУ, заместитель государственного секретаря США Уолтер Беделл Смит.
В 1920-х годах в связи с разведкой нефти нефтяные компании начали массовую экспроприацию земли, принадлежащей индейским общинам. В 1926 г. началось восстание индейского населения в департаменте Толима, которое было подавлено с помощью армии. Власти отказались возвращать землю.
В 1929 г. начался экономический кризис, сильно ударившей по экономике Колумбии, державшейся на экспорте нефти, бананов и кофе. Экспорт в денежном отношении в годы «Великой депрессии» снизился в 1,8 раз, также снизились американские капиталовложения, т. к. иностранцы не хотели вкладываться в невыгодный бизнес. Это сразу же ухудшило экономическое положение страны. Многие предприятия закрылись, образовав 100-тыс. армию безработных. В апреле 1930 г. начались волнения рабочих, строивших железную дорогу в районе Уильгес. Также прошли «голодные бунты» в столице Боготе и других городах.
В 1930 г. к власти пришел Энрике-Олайа Эррера, связанный с североамериканскими магнатами. Чтобы поправить положение страны новый президент взял у США заем, за что монополиям «дяди Сэма» было предоставлены выгодные нефтяные концессии на будущее. Новый президент не собирался как то ограничивать иностранный капитал, а занимался подавлением бунтов. В 1930 г. в Колумбии организовалась даже своя Коммунистическая партия, насчитывающая через пару лет 2 тыс. членов.
В итоге мировой финансовый кризис показал всю «ценность» наличия заокеанских спонсоров. Они развивали только тот бизнес, которым был сверхвыгоден, не заботясь о местном населении, а в момент кризиса кинулись скупать по дешевке все, что можно было хапнуть прибыльного. Ну а в случае разногласий с местным правительством подкупали их, т. к. это было экономически более выгодно. Короче, иностранный бизнес озлоблял местное население, а расхлебывать последствия приходилось колумбийскому правительству, потому что никакой «социальной ответственности» иностранцы перед местными не несли. Ничего личного - только бизнес.
Правление в Колумбии явных ставленников США было прервано - на фоне протестов и волнений к власти пришли левые либералы, президент которых Альфонсо Лопес руководил страной с 1934 г. по 1938 г. Иностранным финансистам «прижали хвост» и стал развиваться национальный бизнес, была проведена аграрная и церковная реформы. Были даже разрешена партия коммунистов и установлены дипломатические отношения с СССР. Однако в 1938 г. к власти пришел лидер правых либералов Эдуардо Сантоса и он опять стал искать покровительства у бизнеса США. В результате все пошло прахом - экономика страны опять стала принадлежать североамериканским бизнесменам.
#история
#капитализм
#сша
#политика
#латинская америка
Автор ни коим образом не разделяет какие-либо идеологии и материал не является пропагандистским.