Найти тему

Муки творчества: Стиль... стиль... стиль!

Всем привет. Что же такое «стиль»? Если я сейчас начну рассказывать о том, что слово «стиль» произошло от латинского «stylus», – а так называли стержень для письма, который делали из дерева или металла, – вы начнете кидаться мандаринами и кричать: «Знаем, знаем!»
Конечно, знаете.
Но вот что интересно: к кому, собственно, относится слово «стиль»? К тому, кто делал этот стерженек? Или к тому, кто упорно писал им буковки и знаки?
Оказывается – и к тому, и к другому. Мастер искал нужный материал, корпел над стерженьком, специфически обрабатывал, оттачивал или затачивал срез; пишущий же, нажимая, придавал буквам своеобразный вид. Оба хороши, а мы теперь мучаемся с многозначностью слова «стиль».

Оставим в покое множество значений. Подумаем только об одном: о стиле, как о совокупности субъективно-индивидуальных особенностей писателя, выраженных в использовании средств художественной выразительности и определяющих своеобразие его творчества. (Словарь)
Как можно «увидеть» стиль автора? В чем он выражается?

► В приверженности стилевому потоку, течению, теме. Например, автор пишет произведения, придерживаясь одной темы, дает свои трактовки, интерпретации в едином ключе, и скоро его начинают узнавать.
► Стиль выражен и в единстве формы и содержания.
► Стиль автора проявляется в своеобразии языка.

Поговорим об этом с юмором. Даже по использованию союзов, междометий, частиц, знаков и т.д. можно «узнавать» писателя. Возьму-ка я отрывок из «Сумерек», С. Майер (да простит меня автор!) и попробую переписать его, создавая соответствующий стиль. С умыслом, конечно,☺ потому что такие стили «случайно» возникают у некоторых писателей.

1. Стиль «воюще-эпосный»:
«И раньше я не думала всерьез о смерти. И, о, за последние месяцы поводов было предостаточно! И когда подобные мысли приходили в голову, я и представить не могла, что все случится именно так. И затаив дыхание, я смотрела через большой зал… И прямо в счастливые глаза ищейки».

2. Стиль «противоречаще-доказательный»:
«А вы что думаете – раньше я не думала всерьез о смерти? А, о, за последние месяцы поводов было предостаточно! А когда подобные мысли приходили в голову, я и представить не могла, что все случится именно так. Но затаив дыхание, я смотрела через большой зал… А прямо в счастливые глаза ищейки – так-то вот».

3. Стиль «контекстно-многозначительно-философский»:
«Раньше… я не думала всерьез о… смерти… Хотя… за последние месяцы поводов было предостаточно… И когда подобные мысли приходили в… голову, я и представить не могла, что все случится… именно так… Затаив дыхание, я смотрела через большой зал… прямо в счастливые глаза… ищейки…»

4. Стиль «пафосно-оптимистический»:
«Итак, раньше я не думала всерьез о смерти. Ха! Пусть! Да, за последние месяцы поводов было предостаточно! Пускай! Ну, подобные мысли приходили в голову, однако я и представить не могла, что все случится именно так! И затаив дыхание, я смотрела через большой зал прямо в счастливые глаза ищейки. Привет».

Надеюсь, вы улыбнулись?
А, если серьезно, то, читая произведения, можно увидеть, как писатель употребляет характерный только для него
набор стилевых приемов.
Это и разговор героев о неожиданных вещах в неожиданных местах у Х. Мураками. Это вечный желтый цвет в романах Достоевского. И не менее вечное высокое небо Л. Толстого. Это пронзительные осенние пейзажи Тургенева с вкраплениями ярко-алых красок рябиновых ягод. Бунинское «легкое дыхание» и «невыносимая легкость бытия» М. Кундеры. Это ощутимые «вкусы» Бальзака. И «панорамные» звуки стихов Маяковского: «
Били копыта. Пели будто: — Гриб. Грабь. Гроб. Груб…»
Это прием «многократного повышения ставок» Конана Дойля и А. Хейли.
А еще «временные прыжки» Лукьяненко; и загадки на каждой странице К. Саймака; и остроумие с пояснениями Т. Пратчетта; предложения из одного слова С. Кинга, создающие напряжение, пробуждающие страх. Это умные «раздолбаи» Олди и детально-конкретные портреты Гофмана и т.д. и т.д.

Перечислять имена, называть приемы можно бесконечно. Академик Д.Лихачев сказал, что стиль «объединяет в себе общее восприятие действительности, свойственное писателю и художественный метод писателя, обусловленный задачами, которые он ставит».
Читатель сам определяет, почему нравится то или иное произведение. Почему хочется перечитывать, наслаждаясь словом: неожиданностью точной детали, индивидуальностью сравнений, красотою эпитетов, глубоким смыслом метафоры, спецификой портретных характеристик, логикой действий, поворотом идей и рассуждений, интересной формой.

И, конечно, писательский опыт – своеобразно запечатленная жизнь. А настоящий ли вы писатель – покажет лишь время. «Нет во Вселенной черной работы благороднее, чем держать Зеркало реальности и слегка его поворачивать, дабы по-новому иначе отразить заурядное, обыденное, «нормальное» и само собой разумеющиеся. В этом зеркале отражаются люди – люди, и никто иной. Зеркало – выдуманные ситуации, в которые вы их помещаете. Увиденное должно просветить и преобразить наше восприятие окружающего мира. Если вам не удалось, значит, не удалось ничего», (Х. Эллисон).

Прав Эллисон: писательство – дело сложное, хотя некоторым кажется, что легкое, потому что кто только сейчас не пишет. Поправлю сам себя: настоящее писательство – дело сложное. И если вы хоть что-то сможете ответить на вопрос Л.Н. Толстого – вы на верном пути.
«Ну-ка, что ты за человек? И чем отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что нового можешь мне сказать о том, как надо смотреть на нашу жизнь?»

Статья на сайте
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература