Реверс общества потребления гораздо менее презентабелен и приятен, нежели его лицевая сторона. Впрочем, он виден в основном работникам коммунальных служб, вывозящих бытовые отходы, а также тем, кто занят сортировкой вторичных материальных ресурсов.
Есть такая стратегия
Даже не наделенный богатым воображением человек ужаснется от одной лишь мысли о том, в какую свалку превратится Минск, если не освобождать его от мусора хотя бы несколько дней. Трэш, одним словом…
— Ежемесячно к нам из столицы на сортировку поступает около 5 тысяч тонн твердых коммунальных отходов, — говорит заместитель главного инженера по производству УП «Экорес» Владимир Шайтор. Поэтому полигон «Тростенецкий» работает без выходных.
Сегодня все твердые коммунальные отходы Минска свозят на единственный действующий полигон — «Тростенецкий». В октябре 2017 года был закрыт полигон «Северный», в октябре 2019-го — «Прудище». Заказчиком третьей очереди «Тростенецкого» полигона определен «Гордорстрой». В настоящее время предприятие собирает исходно-разрешительную документацию, получает задания на проектирование, после чего приступит собственно к разработке проекта. По завершении строительства в роли эксплуатирующей организации выступит УП «Экорес».Заместитель председателя Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Татьяна Дубик.
Но просто вывезти и захоронить — филистерское представление о мусоре вообще и твердых коммунальных отходах в частности. Следует начать с того, что захоронение вторичных материальных ресурсов запрещено белорусским законодательством. Это, условно говоря, первое правило в отношении ВМР… Если брать еще шире, то в июле 2017 года постановлением Совмина в стране утверждена Национальная стратегия по обращению с твердыми коммунальными отходами и вторичными материальными ресурсами на период до 2035 года.
Недавно на базе Института ЖКХ Национальной академии наук прошла ІІІ международная конференция «Научно-технический прогресс в жилищно-коммунальном хозяйстве», на которой обсуждались в том числе и вопросы экологии городской коммунальной среды. Были также затронуты проблемы переработки и вовлечения ТКО в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья и сокращения объемов их образования.
Линия эффективности
УП «Экорес» располагает пятью линиями сортировки. Три из них функционируют на полигоне «Тростенецкий» и две на заводе.
Вторичные материальные ресурсы, которые будут использованы в дальнейшем, это комбинированная упаковка (тетрапак), отходы бумаги и картона, стекла, пластмасс, цветного и черного металла.
— В мусор попадают даже изношенные шины, выброшенные горе-автолюбителями где-нибудь во дворе, — отмечает Владимир Александрович. — К сожалению, в данном вопросе мы еще далеко от культуры европейских стран, где стеклянную бутылку даже сполоснут, прежде чем опустить в контейнер…
Это же касается и раздельного сбора отходов: у нас считается совершенно естественным в контейнер с надписью «Стекло» выбросить пластиковую бутылку или пивную банку, например. А потому даже то, что собрано раздельно, потом проходит сортировку.
— Но эффективность сортировки при этом гораздо выше, — подчеркивает ведущий инженер-технолог Анна Дымарева. — И принципиальная позиция населения в вопросе раздельного сбора имеет большое значение вне зависимости от того, насколько «чистыми» к нам привозят пластик или стекло.
УП «Экорес» заключены договора с предприятиями-перевозчиками коммунальных отходов.
— Поступающие на линии сортировки коммунальные отходы, доставляемые мусоровозами, по сопроводительному документу взвешиваются на автомобильных весах, — рассказывает Анна Дымарева. — Далее осуществляется выгрузка и предварительный отбор машинистом питателя изношенных шин, крупных отходов картона и черных металлов.
Сам процесс сортировки на самом деле несложен. Погрузчик равномерно подает коммунальные отходы на ленточный транспортер. Над конвейером установлен магнитный сепаратор, с помощью которого извлекаются отходы черных металлов. Затем по транспортеру отходы движутся в сортировочную кабину.
Там сортировщики из общей массы выбирают ВМР, каждый — свой вид. Собранное сбрасывается в определенный отсек, где установлен контейнер для сбора.
Наука в помощь
За этой кажущейся простотой — многолетний опыт работы, и схема совершенствуется сообразно с требованиями времени. Подобными вопросами занимаются люди с учеными степенями. В прошлом году, например, магистрантом Института жилищно-коммунального хозяйства Национальной академии наук опубликован научный труд, посвященный экономической оценке сбора, сортировки, обезвреживания, захоронения отходов упаковки из неперерабатываемых и сложно перерабатываемых материалов в условиях Республики Беларусь.
Мы же пока наблюдаем за практической стороной дела: специалисты УП «Экорес» проводят для нас небольшую экскурсию по заводу. Участок переработки полимерного сырья — достаточно шумный цех.
— Здесь делим все по сортам, видам, цвету… Дробим, упаковываем для реализации, — начальник участка Дмитрий Шауро набирает в жменю ПЭТ-хлопья, получившиеся в результате дробления.
— Вот полуфабрикат, готовый для дальнейшей переработки.
Перед прессованием ПЭТ-бутылки необходимо предварительно перфорировать, потом они попадают под пресс… И вот уже на площадке хранения готовых ВМР видим плотные тюки пластиковой тары из-под минералки, «Фанты» и «Колы», готовые для отправки переработчикам.
Рядом такие же тяжелые кубы бывшей молочной тары, макулатуры, упаковок тетрапак…
Мухи — отдельно
Это удивительно, но на линии сортировки характерный запах почти не ощущается. И ни одна муха рядом не пролетела, всюду чистота и порядок…
— Конечно, труд сортировщика легким не назовешь, он имеет свою специфику, а потому наши работники получают надбавку за вредность, — говорит Владимир Шайтор. — Вопреки стереотипам на линии у нас работают вполне достойные люди. А на участках «Тростенецкого» это в основном местные, те, кто живет недалеко от полигона.
В специальные контейнеры падают отобранные жестяные банки, макулатура, пластик… На соседней линии можем понаблюдать, как происходит сортировка пластиковой тары по цветам (одно из обязательных условий при работе с этим видом ВМР). Конвейерная лента движется быстро. Остается только удивляться, как работницы успевают что-то сортировать на такой скорости…
По состоянию на 1 октября этого года в Минской области насчитывается 35 полигонов для захоронения твердых коммунальных отходов. Четыре из них закрыты, в дальнейшем они будут рекультивированы. Соответственно, имеем 31 действующий полигон средней и малой мощности (как минимум один в каждом районе, а в некоторых — и по два).Главный специалист отдела контроля за обращением с отходами Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Вадим Демко.
Оставшееся после сортировки отходы (а это в основном органика) отправляют на захоронение. Как и ТКО, не представляющие ценности в плане получения вторичных материальных ресурсов.
— Мы не просто сортируем — мы решаем санитарные и экологические проблемы, – подводит итог Владимир Шайтор. — Каждый школьник знает, что стеклянная бутылка будет лежать в земле вечно, а загрязнение пластиком — проблема вообще мирового уровня.
По данным журнала Американской ассоциации содействия развитию науки Science Advances, в настоящее время около 9% пластиковых отходов в мире перерабатывается, 12% сжигается, а 79% накапливается на свалках или в природной среде.
Объем коммунальных отходов в Беларуси составляет примерно 4 млн тонн в год. Уровень использования вторичного сырья — около 27%.
В рамках Национальной стратегии по обращению с твердыми коммунальными отходами предусмотрено совершенствование инфраструктуры системы обращения с ТКО: строительство современных полигонов, рекультивация старых, закрытие мини-полигонов, модернизация линий и заводов по сортировке и переработке ТКО и ВМР, строительство мусороперегрузочных и сортировочных станций и др. То есть пути отхода так или иначе ведут к переработке… Это долгосрочная перспектива, но то, что трудно осуществить в масштабах мирового уровня, должно быть сделано в границах отдельно взятой страны.
Какой мусор не перерабатывается: одноразовая посуда и вещи, многослойная упаковка (пакетики от чипсов, обертки от конфет и т. д.), пакеты, загрязненные пластиковые бутылки, загрязненная бумажная продукция (например, жирная коробка от пиццы).
Автор статьи: Андрей Мякиш
Автор фото: Светлана Курейчик