— Ольга, у нас не будет ребёнка, — сказал Саша, оторвавшись от монитора, и тут же закрыл лицо руками.
— Как это не будет? Ты что?
— Пришла спермограмма. Посмотри сюда.
Ольга заглянула через плечо мужа. На экране был документ в виде таблицы с множеством параметров.
— Всё плохо?
— Да, да! Плохо! Разве ты не видишь? Вот! Нормальных форм 2%, всего два процента, понимаешь? 98 процентов патологические сперматозоиды.
— Саша, не истери. Мы же даже не знаем, сколько их должно быть. Надо успокоиться и просто поизучать. Придем на приём, в конце концов нам всё объяснят.
Дело не в женщине?
Стандартная ситуация — муж и жена живут вместе уже несколько лет, планируют детей, но проходит цикл за циклом, а долгожданная беременность всё не наступает.
Тогда они обращаются к врачам, чтобы проверить своё репродуктивное здоровье.
Часто женщины считают, что причина бесплодия имеет женскую природу, однако по статистике примерно 40% затруднений зачатия приходится на мужской фактор.
Золотой стандарт обследования мужчины на предмет фертильности — это спермограмма. Проще говоря, анализ спермы, который мужчина сдаёт в клинике.
Как читать спермограмму
Давайте разберёмся, что там за надписи и цифры.
Итак. Для оценки качества спермы важны всего три параметра сперматозоидов:
- подвижность
- количество
- форма
Если эти параметры не в норме, ставится заключение, например:
- Азооспермия — сперматозоидов в эякуляте нет
- Олигозооспермия — сперматозоиды в недостаточной концентрации
- Астенозооспермия — сперматозоиды малоподвижны
- Некроспермия — сперматозоиды погибли
- Тератозооспермия — сперматозоиды неправильной формы, или, как говорят в народе, "плохая морфология"
ОлигоАстеноТератозооспермия. Как страшно! Или нет?
Все медицинские заключения о состоянии спермы не являются диагнозами как таковыми, это не болезни, а функциональные состояния. В англоязычном мире про это говорят "condition" (состояние), а не "disease" (болезнь)
Теперь разберем подробнее. Очевидно, если сперматозоидов в сперме нет вообще (азооспермия) или они мертвы (некроспермия), то это серьёзный фактор бесплодия. В современном мире это лечится, но нередко приходится прибегать к оперативному вмешательству и вспомогательным репродуктивным технологиям.
Подвижность сперматозоидов оценивают по нескольким параметрам:
- А — самые быстрые и активные,
- B — средняя активность,
- С - подвижность слабая,
- D — неподвижные формы.
Для успешного оплодотворения важны группы А и В, но часто для диагностики оценивают соотношение количества сперматозоидов в группах А+В+С по сравнению с D. Считается, что их должно быть не менее 32%
Плохая морфология (тератозооспермия) — это тоже сложный параметр, который оценивает форму головки сперматозоида, форму шейки, форму хвоста. Например, сперматозоид считается «бракованным», если его головка больше или меньше средних размеров, имеет круглую или, наоборот, булавковидную голову, вместо овальной. То же и с шейкой, и с хвостом. Всё должно быть по стандартам.
Однако учёные заметили пародоксальную вещь:
Для успешного естественного зачатия хватит всего 14% нормальных форм!
У подавляющего большинства мужчин патологических форм больше чем нормальных, и это им не мешает становиться отцами.
Если нормальных форм от 4% до 14%, то зачатие становится затрудненным, однако его вероятность далеко не сводится к нулю.
Если нормальных форм менее 4%, то это тератозооспермия, и зачатие может не наступать в течение многих лет. Хотя и с такими патологиями периодически случайным образом возникают беременности.
Так что, всё-таки ЭКО?
Чаще всего, годами ждать случайности нет никакого смысла, и самым эффективным методом в случае тератозооспермии является экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО) с применением технолокии ICSI (селективный выбор одного правильного сперматозоида, и внедрение его специальной иглой внутрь яйцеклетки).
Тогда 2-3% нормальных сперматозоидов — это вообще не проблема!
Более того, даже 0% - это не повод для уныния. Как правило единичные хорошие сперматозоиды для оплодотворения методом ICSI лаборант всегда найдёт.
Кто это придумал?
Откуда же взялись эти параметры оценки и можно ли им доверять?
Эту оценку придумал учёный и практикующий врач Тинус Крюгер в 1987 году. Её с тех пор так и называют «морфология по Крюгеру».
На настоящий момент это общепринятый стандарт оценки спермограммы.
Несмотря на то, что в научном мире до сих пор ведутся дискуссии, какую пользу приносит этот метод для прогноза наступления здорового зачатия, ничего более точного пока не изобретено.
Да, действительно, не все «плохие» сперматозоиды несут в себе неполноценный генетический материал, и не все «хорошие» сперматозоиды являются также идеальными в генетическом плане. Но общая статистика в целом оказывается верна.
Возвращаясь к нашим героям, Оле и Саше, остаётся пожелать им удачи, и может быть, некоторого терпения. Стать родителями у них есть неплохой шанс. Главное, вовремя обратиться к врачам.