Найти тему

Музыка «сумеречного гения»: избранные произведения Фридриха Ницше

Оглавление
«...Никогда еще не существовало философа, который, по своему существу был бы музыкантом до такой степени, как я», — отзывался о себе Ницше.

Его философско-литературные труды серьёзно повлияли на современную западную культуру. В сознании последующих поколений этот человек остался мыслителем, поэтом и филологом: музыкальное наследие деятеля в малой степени освоено критиками.

Фридрих Ницше написал 73 композиции, большинство которых — для фортепиано solo и игры в четыре руки. Среди прочих: 1 скрипичный опус (сочинение), 17 песен, 1 квинтет для четырёх голосов (с фортепиано), произведения для хора a cappella (без музыкального сопровождения) и с сопровождением. В число ранних произведений входят месса и оратория.

Фридрих Ницше как композитор
Фридрих Ницше как композитор

Музыкальная биография

Будучи сыном протестантского пастора, философ с детства пристрастился к хоралам и фортепианной импровизации. Ницше знакомил со своими произведениями товарищей по университету, и к моменту встречи с Вагнером уже имел опыт в композиции.

Работал над своей музыкой мыслитель с 1854 (ему тогда было 10 лет) по 1874 годы. Наиболее продуктивным стал 1862 год, когда появились:

  • “Героическая жалоба” (“Helden Klage”),
  • “Венгерский марш” (“Ungarischer Marsch”),
  • “Там ручей протекает” (“Da geht ein Bach”),
  • “В лунном свете на Пуште” (“Im Mondschein auf der Puszta”),
  • “Эрманарих — симфоническая поэма” (“Ermanarich – Symphonische Dichtung”)

и другие произведения.

Характерные черты музыки

Мечтательность, печаль, религиозная возвышенность и монументальная патетика — музыка Ницше исполнена множеством чувств. Близка композитору и очаровательная поэтичность: это иллюстрируется сочинением «Im Mondschein auf der Puszta» («В лунном свете на Пуште»):

Драматизм и героика — неотъемлемые части музыкального пафоса сочинений философа. Это видно на примере симфонической поэмы «Эрманарих»:

Схожие мотивы просматриваются в произведении «Героическая жалоба»:

Композиторы-кумиры Ницше

Композиторы-кумиры Ницше: Бах, Бетховен, Бизе, Вагнер
Композиторы-кумиры Ницше: Бах, Бетховен, Бизе, Вагнер

Величайшими композиторами в истории Ницше называл

  1. Иоганна-Себастьяна Баха,
  2. Людвига ван Бетховена,
  3. Рихарда Вагнера.

Несмотря на тяжёлые отношения, складывавшиеся между Вагнером и Ницше, философ долго давал положительные оценки его творчеству.

«Вагнер был … первым безумящим уколом абсолютного восторга, судьбой, вламывающейся в жизнь», — писал Ницше.

В ранних произведениях мыслителя прослеживается влияние другого немецкого композитора Роберта Шумана, музыка которого импонировала молодому Фридриху.

Сравните:

Роберт Шуман - вдохновитель раннего Ницше-композитора
Роберт Шуман - вдохновитель раннего Ницше-композитора

Музыка и философия Ницше

Хорошо описывает музыкальное творчество философа немецкое слово «Weltanschauungsmusik» — в переводе «музыка мировоззрения». Исследователи идей Фридриха Ницше считают, что без изучения его композиторской деятельности невозможно в полной мере понять ницшеанскую философию.

В своём эстетическом трактате «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше выделит два начала: аполлоническое (подчиняющееся порядку, интеллектуальное, осознанное, стройное и строгое) и дионисийское (хаотичное, страстное, изменчивое). Музыка — проявление второго, «тёмного», особенно интересовавшего мыслителя. В его философии и композиторской деятельности она непременно связана с категорией танца — чувственного, в некоторой степени бесконтрольного и мистического действия.

«Без музыки жизнь была бы ошибкой», — говорил Фридрих Ницше.

Понять его аллегорические, поэтичные философские работы можно лучше, изучив музыкальные воззрения и произведения их автора.

Фридрих Ницше и его музыкальное творчество
Фридрих Ницше и его музыкальное творчество

При создании статьи использованы материалы журнала "Музыкальная академия", № 3-4, 1996 год; материалы Маныловой Е. С., Мананниковой О. И.