«...Никогда еще не существовало философа, который, по своему существу был бы музыкантом до такой степени, как я», — отзывался о себе Ницше.
Его философско-литературные труды серьёзно повлияли на современную западную культуру. В сознании последующих поколений этот человек остался мыслителем, поэтом и филологом: музыкальное наследие деятеля в малой степени освоено критиками.
Фридрих Ницше написал 73 композиции, большинство которых — для фортепиано solo и игры в четыре руки. Среди прочих: 1 скрипичный опус (сочинение), 17 песен, 1 квинтет для четырёх голосов (с фортепиано), произведения для хора a cappella (без музыкального сопровождения) и с сопровождением. В число ранних произведений входят месса и оратория.
Музыкальная биография
Будучи сыном протестантского пастора, философ с детства пристрастился к хоралам и фортепианной импровизации. Ницше знакомил со своими произведениями товарищей по университету, и к моменту встречи с Вагнером уже имел опыт в композиции.
Работал над своей музыкой мыслитель с 1854 (ему тогда было 10 лет) по 1874 годы. Наиболее продуктивным стал 1862 год, когда появились:
- “Героическая жалоба” (“Helden Klage”),
- “Венгерский марш” (“Ungarischer Marsch”),
- “Там ручей протекает” (“Da geht ein Bach”),
- “В лунном свете на Пуште” (“Im Mondschein auf der Puszta”),
- “Эрманарих — симфоническая поэма” (“Ermanarich – Symphonische Dichtung”)
и другие произведения.
Характерные черты музыки
Мечтательность, печаль, религиозная возвышенность и монументальная патетика — музыка Ницше исполнена множеством чувств. Близка композитору и очаровательная поэтичность: это иллюстрируется сочинением «Im Mondschein auf der Puszta» («В лунном свете на Пуште»):
Драматизм и героика — неотъемлемые части музыкального пафоса сочинений философа. Это видно на примере симфонической поэмы «Эрманарих»:
Схожие мотивы просматриваются в произведении «Героическая жалоба»:
Композиторы-кумиры Ницше
Величайшими композиторами в истории Ницше называл
- Иоганна-Себастьяна Баха,
- Людвига ван Бетховена,
- Рихарда Вагнера.
Несмотря на тяжёлые отношения, складывавшиеся между Вагнером и Ницше, философ долго давал положительные оценки его творчеству.
«Вагнер был … первым безумящим уколом абсолютного восторга, судьбой, вламывающейся в жизнь», — писал Ницше.
В ранних произведениях мыслителя прослеживается влияние другого немецкого композитора — Роберта Шумана, музыка которого импонировала молодому Фридриху.
Сравните:
Музыка и философия Ницше
Хорошо описывает музыкальное творчество философа немецкое слово «Weltanschauungsmusik» — в переводе «музыка мировоззрения». Исследователи идей Фридриха Ницше считают, что без изучения его композиторской деятельности невозможно в полной мере понять ницшеанскую философию.
В своём эстетическом трактате «Рождение трагедии из духа музыки» Ницше выделит два начала: аполлоническое (подчиняющееся порядку, интеллектуальное, осознанное, стройное и строгое) и дионисийское (хаотичное, страстное, изменчивое). Музыка — проявление второго, «тёмного», особенно интересовавшего мыслителя. В его философии и композиторской деятельности она непременно связана с категорией танца — чувственного, в некоторой степени бесконтрольного и мистического действия.
«Без музыки жизнь была бы ошибкой», — говорил Фридрих Ницше.
Понять его аллегорические, поэтичные философские работы можно лучше, изучив музыкальные воззрения и произведения их автора.
При создании статьи использованы материалы журнала "Музыкальная академия", № 3-4, 1996 год; материалы Маныловой Е. С., Мананниковой О. И.