Сорок лет назад палач, широко известная как пулемётчица Тонка, была приговорена к смертной казни. По разным данным, число ее жертв колеблется от 168 до 2 тысяч человек, что позволяет некоторым авторам причислить ее к одной из самых кровавых убийц в истории человечества. В средствах массовой информации часто встречаются попытки оправдать убийцу, объявив его психически больным человеком или несчастной жертвой обстоятельств. Всё таки эксперты, работавшие с документами по её делу , не видят оснований для подобных утверждений
За тридцать лет ей удавалось не только скрываться от правосудия, но и вместе с мужем Виктором Гинзбургом выступать перед школьниками с речами, осуждающими фашизм. Её поймали только в 1976 году.
Благодаря СМИ и кинохроники Антонина Гинзбург (Макарова) стала самой известной из женщин-палачей, действовавших во времена Великой Отечественной войны на оккупированных местностях Советского Союза. Однако ее жизнь настолько запутана всевозможными мифами, что довольно сложно понять, кем же на самом деле была Тонька-пулеметчица.
Эксперты считают, что история её жизни поможет ответить на вопрос, почему во время войны , когда большинство советских граждан защищали свою Родину, были люди, которые были готовы убить своих соотечественников за небольшую зарплату и продовольственный паёк.
Дата и место рождения Антонины Макаровой также спорны. По наиболее распространенной версии, Антонина родилась 1 марта 1920 года в селе Малая Волковка Смоленской губернии. В разных источниках указывается 1922 или 1923 год, а местом рождения также называют Москву. Человек с такой же фамилией и инициалами, что и отец Антонины Макаровой, появляется в Общемосковском справочнике в 1917 году, но исчезает из него в 1923 году.
Поэтому родители будущего артиллериста Тоньки точно могли быть столичными жителями, которые по каким-то причинам покинули Москву и перебрались в провинцию. Однако самое кардинальное искажение биографии будущего сотрудника было не в дате и месте ее рождения, а в фамилии.
«Фамилия родителей Антонины - Панфиловцы. Но это было в начале 1920-х годов. Показатели были непонятны как, и свидетельство о рождении Антонины не было выдано. Когда она поступила в школу, скорее всего, по отцовской фамилии Макар, в дневнике ее записали как Макарову.
На эту же фамилию впоследствии дали паспорт и билет из комсомола, сложилась парадоксальная ситуация: родители, братья и сестры - Панфиловы и Антонина - Макарова. После войны это сильно осложнит жизнь сотрудников органов госбезопасности, которые будут искать «палача Локота».
В середине 1930-х годов Антонина уехала в Москву, где проживала со своей тетей Марией Ершовой. После окончания школы какое то время работала на кожевенном заводе, а после на трикотажной фабрике. Хотя девушке эта работа явно не понравилась, и, указав на проблемное зрение , перевели на должность официантки в столовой заведения «Ильич». Еще до начала войны Антонина Макарова ходила на курсы Красного Креста, поэтому в августе 1941 года ее отправили в военкомат по комсомольскому билету. Первым местом ее службы была временно, столовая одной из воинских частей.
Локотский палач
Во время Вяземской операции Макарова попала в плен, где встретил солдата по имени Федчук (по одним данным его звали Сергей, по другим - Николай). Между ними сложились тёплые отношения, и вместе они бежали из лагеря для пленных, они направлялись в село Красный Колодец Брашовского района. В сериале «Палач» была сцена изнасилования Антонины солдатом, с которым она оказалась в немецком тылу. На самом деле ничего такого не было.
Судя по всему, ее отношения с Федчуком были вполне обоюдными, другое дело, что, приехав в родное село, он оставил ее и вернулся в семью. Некоторое время Макарова жила с пожилой женщиной по имени Нюра. Село примыкало к селу Локоть, где находился административный центр коллаборативной республики Локоть и дислоцировался большой гарнизон изменников Родины. Он был создан при поддержке немцев партнером Гитлера Брониславом Каминским. Затем на базе гарнизона была создана так называемая Российская народно-освободительная армия.
Кто-то познакомил Маркову с заместителем начальника полиции Локоть Григорием Ивановым-Иваниным. Он принял Антонину на службу в декабре 1941 года и сделал её своей любовницей. Антонина получала зарплату 30 марок в месяц, бесплатное питание и жильё. Антонина приняла участие в нескольких штрафных операциях. Во время одного из них Антонина чуть не застрелила начальника полиции - родственника возлюбленного, после чего ее перевели на службу в СИЗО.
Макарова была среди охранников, из которых была сформирована расстрельная команда, которая приводила в исполнение приговоры, вынесенные оккупационными властями. Антонина получила автомат и пистолет. Она начала принимать участие в расстрелах советских партизан и мирных жителей и вскоре получил прозвище Тонька-пулемётчица.
В разных источниках можно найти утверждение, что Макаровой якобы нравился процесс убийства, что она получала от него садистское удовольствие. На самом деле ничто не указывает на это. Она не была маньяком в общепринятом смысле этого слова. Во-первых, у нее была вполне обеспеченная семья - ни один из ее братьев и сестер не был замечен в преступных поступках. Во-вторых, ей самой не понравилась «работа» палача. Она утопила свои негативные чувства в алкоголе и при первой же возможности ушла из «Локтя».
В то же время её деятельность в 1941-1943 годах была сама по себе уникальным явлением. «Уникальность была уже в том, что палачом была женщина. Выполненные ею казни превратились в жуткое театрализованное представление. Наблюдать за ними приехали руководители Локотского самоуправления, были приглашены немецкие и венгерские генералы и офицеры.
В 1943 году она заболела сифилисом и была отправлена лечится в одну из тыловых больниц. Но, во время освобождения Локоть Красной Армией в сентябре 1943 года Антонины там не было, ходили даже слухи, что немцы не отправляли её на лечение, а убили. Не исключено, что сама Макарова старалась больше уходить в тыл, так как видела , что ситуация меняется.
Выздоровев, Антонина встретила немецкого капрала, воинская часть которого отступала на запад, и напросилась к нему в качестве любовницы.
Позже, по одним данным, ефрейтор погиб, по другим - просто долго не мог прикрыть попутчицу: Макарову вывели в общую колонну со многими беженцами и отвезли в Пруссию на восток. Там она оказалась на принудительном труде на военном заводе, став одной из множества советских остарбайтеров (определение, принятое в Третьем рейхе для названия людей, привезённых из Восточной Европы для использования в качестве бесплатной рабочей силы).
Розыск
Макарову восстановили в строю и отправили в 1-й московский дивизион. Летом 1945 года из-за проблем со здоровьем Антонина попала в больницу, где была демобилизована и осталась работать гражданской медсестрой. В августе Макарова встретилась с проходившим курс лечения минометчиком гвардейским рядовым Виктором Гинзбургом. Виктор прошел войну, а весной 1945 г совершил подвиг, убив в одном бою примерно 15 солдат противника и получил тяжелое сотрясение мозга. Антонина и Виктор начали жить вместе, а в 1947 году поженились после рождения первого ребёнка.
После того, как Гинзбурги сменили несколько мест жительства, они переехали на родину Виктора - в Беларусь. Антонина хотела организовать переезд семьи в Польшу, но ничего не получилось . В 1961 году она устроилась на Лепельский комбинат, который вскоре предоставил ей жильё . В Лепеле Макарову считали уважаемым участником войны - она посещала встречи со школьниками, ее фотографии выставлялись в Зале славы.
Разыскивать Антонину Макарову органы госбезопасности начали в годы войны. Однако поиск велся по метрическим записям, в которых Антонина была как Панфилова. Поэтому поиск не увенчался успехом. Антонина была осторожна - даже в отпуске не оставалась в компании, чтобы не сказать ничего лишнего. Лишь в 1976 году ее брат, который к тому времени стал полковником, перед поездкой за границу заявил в анкете, что у него есть сестра с девичьей фамилией Макарова, захваченная немцами.
Этим фактом заинтересовались сотрудники КГБ. Началась проверка, людей, знавших Тоньку-пулеметчицу, стали тайно привозить в Лепель. Ее опознали, и летом 1978 года Антонину Гинзбург арестовали. К этому времени сотрудниками КГБ было собрано столько доказательств, что заслуженной работнице Лепельского комбината ничего не оставалось, как сознаться , что действительно она была «Локотским палачом». Уезжая в Локоть, она уточнила некоторые детали и указала точное место казни. Правда, она признала свою личную причастность только к 114 убийствам.
Число жертв Тоньки - самый известный миф , связанный с ее деятельностью. Ей приписывают примерно 2000 жертв. Но это не так . Около 2000 советских патриотов были убиты коллаборационистами в селе Локоть в 1941-1943 годах, но кроме Тоньки были и другие палачи. Проверив все факты, суд счел доказанным участие Антонины Гинзбург в совершении 168 убийств. Её жертв, возможно ,могло быть намного больше, но не 2000. Её бывшие сообщники также принимали активное участие в доносе на Тоньку.
После войны в СССР какое то время смертная казнь была отменена , а часть пленных вместо казни были приговорены к долгим срокам тюремного заключения от 10 до 25 лет. Но к 1978 году они все уже были на свободе. В начале ноября 1978 г. начался суд над палачом. Антонина Гинзбург всё таки свою вину признала , она всё же попыталась смягчить свою будущую судьбу, заявив, что никогда не участвовала в пытках и убивала только тех, кто все еще был приговорен к смертной казни. Она сказала, что стала жертвой - если бы она не стала стрелять в людей, то расстреляли бы её саму.
Однако суд не счел эти «смягчающие обстоятельства» достаточно обременительными. 20 ноября 1978 года Антонина Гинзбург была приговорена к смертной казни за государственную измену. Попытки адвокатов оспорить приговор не увенчались успехом. 11 августа 1979 года Антонина Гинзбург была расстреляна.
Муж и дети
Сначала Виктор Гинзбург и его взрослые дочери не понимали, что происходит. Это был 1976 год, и он даже подумать не мог, в чём можно обвинить его жену. То, что его жену арестовали по непонятной клевете с его стороны, он пригрозил написать жалобу секретарю ЦК КПСС самому Леониду Ильичу Брежневу! Гинзбург был в такой ярости, что следователи, скрывавшие от него причину ареста его жены, были вынуждены сообщить ему, с кем он делит кровать и стол в течение 30 лет . Говорили , Гинзбург поседел за час, потому что фашисты в Полоцке расстреляли всех его родственников.
Когда Виктор услышал правду о своей жене, он и две его взрослые дочери собрали вещи и уехали в неизвестном направлении. Наверное , спецслужбы знали, где они, но никому не раскрывали - солдат на передовой тогда уважали. Поэтому об именах дочерей Макаровой нигде нет информации.