В 91 году до нашей эры в Италии разразилась Союзническая война: против Рима восстали их италийские союзники и соратники – марсы, самниты, луканы и другие. Они хотели равных с римлянами прав, римляне, опасаясь многочисленности италиков, предоставлять такие права не торопились.
Одним из лидеров восставших был Гай Видацилий из главного города племени пицентинов Аускула. Он был способным военачальником и имел, по словам древнеримского историка Аппиана, "неограниченную власть над союзным войском". Воины Видацилия неплохо сражались в южной Италии, сумев практически полностью очистить от римлян Апулию.
"Канузий, Венузия и многие другие города в Апулии перешли на сторону Видацилия. Города, оказавшие ему неповиновение, он завоевал после осад и находившихся в них знатных римлян перебил, а простых граждан и рабов присоединил к своему войску", - пишет Аппиан.
Довелось повоевать Видацилию и на севере, где самым серьезным противником для него оказался Гней Помпей Страбон, отец будущего триумвира Гнея Помпея Великого. Весной 90 года года до н.э. произошла битва у Фалернской горы. Объединенные войска италиков под совместным командованием Видацилия, Тита Лафрения и Веттия Скатона разбили римлян, заставив их спасаться бегством. Испуганный Помпей с остатками войска заперся в городе Фирма.
Однако успехи италиков были временными, римская военная машина долго заводится, но потом ее не остановить. Вскоре после битвы у Фалернской горы был разгромлен один из лидеров восставших Лафрений, и оправившийся от поражения Помпей осадил Аускул. Видацилий, забыв о других заботах, вынужден был броситься на помощь родному городу – летом 90 года до н.э. он подошел к Аускулу с восемью когортами.
Первым делом Видацилий постарался наладить связь с осажденными горожанами. В Аускул отправились посланники, которые рассказали о плане военачальника: пока Видацилий атаковал бы осаждавшие Аускул легионы, горожане должны были устроить яростную вылазку и зажать римлян в клещи. Однако верхушка Аускула была не из отважных, к тому же у Видацилия в родном городе было много врагов. В общем, от плана отказались.
И все-таки Видацилий ценой больших усилий и большой крови прорвался сквозь римские заслоны и оказался в городе. Здесь он в первую очередь устроил тотальную зачистку. Враги Видацилия, те, кто отказался от совместной атаки на римлян, были казнены. После этого военачальник стал призывать народ к сопротивлению, говорить, что помощь близка... Но, увы, понимания у истерзанных войной сограждан не нашел.
Тем временем продовольствия в Аускуле оставалось все меньше, паникеров и перебежчиков - все больше, а помощи, о которой говорил Видацилий, на самом деле ждать было неоткуда. И первый человек Аускула решил, что другого выбора нет кроме…
Покинуть этот мир. Причем покинуть торжественно, с пафосом и в каком-то смысле с комфортом.
"В храме был сооружен костер, и на нем поставлено было ложе. Видацилий устроил, в компании своих друзей, пир; во время питья из круговой чаши он принял яд, и возлегши на костер, велел друзьям поджечь его. Таким образом Видацилий, сочтя своею честью умереть за родину, покончил с собою", - приводит подробности Аппиан.
К этому рассказу Павел Орозий, христианский богослов и хронист V века, добавляет, что Видацилий, мол, призывал своих друзей сторонников броситься в костер вслед за ним, продемонстрировав тем самым свою любовь к родине, однако героем, способным на самопожертвование, оказался только Гай Видацилий:
"Видацилий, собрав первых мужей своего племени, отравился, выпив после шумного пира и обильного возлияния зелье, побуждая остальных последовать его примеру: все восславили его поступок, но примеру его никто не последовал".
Через несколько месяцев Аускул, который осаждали сразу четыре римских легиона, пал. Это было ключевое событие в Союзнической войне. Инициатива перешла к Риму. Хотя мирить италиков пришлось еще в течение целого года, и в конце концов римлянам пришлось даровать гражданские права - вначале этрускам и умбрам, которые не принимали участие в Союзнической войне, затем и всем остальным.
"Все италийцы получили равноправие с римскими гражданами, - сообщает Аппиан об итогах Союзнической войн. - Лишь Лукания и Самниум не получили его тогда. Но, кажется, и они позже добились того, чего желали. Все новые граждане, впрочем, подобно предыдущим, зачислены были в десять новых триб с тою целью, чтобы они не смешались с гражданами, находившимися в старых трибах, и при голосовании не получили перевеса вследствие своего многолюдства".
Источники: Аппиан. Римская история/ Павел Орозий. История против язычников
Алексей Денисенков
Подписывайтесь на канал История и истории!