Сколь бы ни был нормальный человек сконцентрирован на собственной личности и своей частной жизни, он вольно или невольно пытается также понять мир, в котором ему приходится существовать и действовать. Хотя, разумеется, встречаются люди, безразличные ко всему, что не касается их лично. Оставим, разумеется, этих в покое. Они интересны только самим себе и, в лучшем случае, их близким.
Конечно, потребность познания осознается далеко не всеми и ощущается отнюдь не так остро, как чувство голода, как половой инстинкт или же как необходимость в одежде. Очень многие граждане почти не чувствуют этой как бы нематериальной потребности. Особенно в тех случаях, когда они большую часть времени и сил тратят на борьбу за существование. Тем не менее, если брать общество в целом, данная потребность имеет даже экономическое значение. Именно она привела к созданию в современном мире настоящей индустрии туристического бизнеса, приносящего, между прочим, многомиллиардные прибыли.
Но, конечно, эта потребность ощущается и реализуется отнюдь не только туристами. Смутные времена, поражающие подчас отдельные страны, регионы, а то и целые цивилизации, всенепременно приводят к утрате населением данных социумов пространственно-временных и ценностных ориентиров. Люди перестают понимать, что происходит вокруг. Куда катится мир? Как и во времена великих стихийных бедствий, народ остро испытывает чувство собственной беспомощности. Имеющиеся знания и предрассудки, которыми были напичканы их головы, не дают никакой возможности объективно разобраться в происходящем. Широкое распространение получает предчувстие близкого "конца света". Иногда оно подогревается самой властью, всегда готовой свалить на Всевышнего и на объективные трудности свою собственную бездарность, глупость и жадность.
Общественное сознание постепенно пропитывается иррационализмом самого невообразимого толка, превращая народ в толпу, а то и в стадо запуганных, неуправляемых существ, которыми, между тем, довольно легко манипулировать. По той причине, что они уже заведены в дебри малоизвестной местности.
Ностальгия по СССР - это не только отрыжка синдрома былого имперского величия. Это еще и щемящая тоска по тем временам, когда все было ясно и просто. Далеко не все советские люди доверяли казенным сказкам о "строительстве коммунизма". Но абсолютное большинство верило и чувствовало, что страна несмотря ни на что движется вперед и что завтра всенепременно должно быть лучше, чем вчера и сегодня. Сейчас мы оглядываемся назад, осматриваемся вокруг, видя в основном разруху и руины: "Взгляд, конечно, очень варварский, но верный", написал, как высек в граните, Иосиф Бродский. Обратили ли мы в свое время внимание на это полное тревоги предупреждение великого нашего поэта? Прямо скажем, не очень.
Сейчас мы определенно растеряны и даже несколько потеряны, ибо довольно быстро из граждан "самого передового в мире государства" превратились в жителей некого подобия банановой республики с почти африканским уровнем материальной обеспеченности основной части населения, с экономикой сырьевого типа и с реально уничтоженной промышленностью. Что случилось? Как это произошло?
Любые рекомендации не ломать себе головы на этот счет и во что бы то ни стало продолжать жить, надеясь на лучшее, - популярны в обойме подлых советов личностей, стремящихся законсервировать нынешнее положение дел. Разумеется, это - полная чушь. Не зная точно, куда идти, мы так и будем ходить кругами, возвращаясь практически в исходную точку - к разбитому корыту.
История неоднократно доказывала, что ахиллесова пята культурной традиции России - неискоренимое нежелание людей осмыслять свои собственные ошибки, неохота "думать о плохом", "поминать прошлое". Россияне в массе предрасположены начинать "новую жизнь" именно с понедельника, то есть со следующей недели, как бы "с чистого листа". Однако, не овладев методикой и практикой "разбора полетов", мы обрекаем себя на частое повторение самых банальных, практически типовых ошибок.
Понятно, что этот недостаток, как и все прочие, тоже взялся не из воздуха. Он выступает закономерным следствием нутряного, примитивного понимания равенства. Это когда значение личности, ее "важность" определяется в основном кокардой на фуражке, крутой ксивой в кармане, погонами на плечах и пистолетом или хотя бы дубиной в руке. Все остальное: честен ли человек или брехун, умен или туп, грамотен или не очень, трудолюбив ли или же склонен к захребетничеству, а то и вороватости и т. д. и т. п. - особой роли не играет. Научился рот открывать - говори, показали, как пальцем тыкать - печатай и публикуй. Полное отсутствие критерия порядочности и общественной репутации с неизбежностью привело к тому, что у нас любое дело и любая проблема могут быть утоплены в говорильне, в бессмысленном суесловии, в пустейшей болтовне. Поэтому мы и стали той уникальной страной, в которой открыто и во всеуслышание могло быть заявлено власть имущими: "Парламент - не место для дискуссий!" И плевать нам с высокой колокольни на то, что само понятие "парламент" образовано именно от французского "парле" (говорить).
Какое еще доказательство нужно нам для того, чтобы убедиться в неопровержимом факте необычности, "нетрадиционности" нашей государственности как таковой? Неглупым этого достаточно. А глупым, хоть кол на голове теши. Не поможет!
Можно, конечно, сетовать на то, что Руси крупно не повезло с тремя столетиями ордынского ига. Сомнений нет, русские стали единственной европеидной нацией, весьма глубоко усвоившей многие особенности нравов, обычаев и общественно-политических традиций Орды. Именно оттуда идут корни беспрекословного единоначалия, часто неотличимого от холуйского сервилизма, а также врожденные представления масс о коллективной ответственности. Монголы наказывали обратившиеся в бегство в бою сотни и тысячи, казня каждого десятого уцелевшего воина.
28 июля 1942 года был подписан Приказ № 227, резолюция которого звучала следующим образом: "ПРИКАЗЫВАЮ: Сформировать в пределах фронта от 1 до 3 штрафных батальонов по 800 человек. Сформировать в пределах армий от 5 до 10 штрафных рот до 200 человек в каждой...
Нарком обороны СССР И.Сталин".
Из всех армий, воюющих на фронтах Второй мировой войны, нечто похожее имелось только у японцев. Но, во-первых, это были смертники-добровольцы (камикадзе), а, во-вторых, Япония в те годы тоже являлась типичной восточной деспотией. Чего уже не скажешь о современной Японии. В вооруженных силах других держав в отличие от армии "государства рабочих и крестьян" штрафных частей и подразделений
в 40-ые годы XX века вообще не имелось. Это о чем-то говорит?
Можно, конечно, балаболить, что народ был вынужден терпеть подобные издевательства и что во всем виноваты Чингисхан, Батый и Мамай. И что сами по себе мы чудесные-расчудесные, умные-разумные, глубоко нравственные, богобоязненные личности как в целом, так и порознь, и прочую хрень, признавая себя исключительно "жертвами обстоятельств". Но это, к сожалению, больше не катит. Пора осматриваться широко открытыми глазами и перестать перетирать вранье. Если государство, организованное большевиками-ленинцами и мингрельским падишахом - действительно, не что иное, как "социалистическое государство", то оно мало чем отличалось от обычной деспотии восточного типа. Хотя при этом необходимо признать, что данный политический режим имел одну совершенно уникальную для нового исторического времени особенность: в нем не было экономически и финансово независимого господствующего класса. Эту роль выполняло само чиновничество, захватившее фактически все материальные ценности, как и все бразды правления, на условиях своих "должностных полномочий".
Кстати, именно эту специфику - отсутствие "богачей" - казенные идеологи и пропагандисты провозгласили главным достижением советской власти, доказательством "бесклассового характера" созидаемого ею общества. В аду, наверное, громко и долго смеялись, поскольку коммунистам удалось в ХХ веке возродить самый древний, самый варварский строй из всех, когда-либо существовавших на земле. В современной исторической науке этот строй именуется "политархией". Он основан на полном отсутствии понятия собственности, тем более, частной собственности. Все, чем владеет племя или союз племен, включая, само собой, территорию обитания, принадлежит вождю. Он не просто хозяин в нашем понимании, он - своего рода инкарнация божества, источник жизни и порядка, который поддерживается высшими силами, а не только с помощью вооруженных отрядов. Члены этих отрядов, разумеется, знать, стоящая над рядовым населением, но они также ничем не владеют. Все, что у них есть, даровано вождем и в любой момент может быть изъято, как правило, вместе с самой их жизнью. Источник порядка и существования имеет полное право владеть жизнями своих подданных по своему усмотрению или даже по прихоти.
В спорах о причинах массовых репрессий в СССР сломано немало копий. Оставим в стороне частности. Основа, которая реально цементирует политархию как строй ,- это всегда чувство страха. А чувство это можно вызвать только с помощью террора, применение которого не совместимо с "правами человека" или логикой здравого смысла. Если восстановить в наши дни социализм в его чистом, исконном виде, репрессии вновь станут массовыми. Всенепременно. Иначе политархия просто не работает, будь то варварская или же социалистическая ее разновидность.
Специфика нынешнего правления, подаваемого пропагандистами в виде нелепого "русского капитализма либерального толка", обусловлена тем, что с 90-х годов прошлого века чиновничество наше - целая армия бугров, функционеров, администраторов, силовиков, судей, прокуроров, решал и прочих якобы менеджеров и управляющих наряду с "полезным" для них криминалом - пытается увековечить свое господство. Собственные чины и связи многим их них практически удалось уже монетизировать в весьма кругленькие, подчас безумные суммы. Теперь осталось юридически все легализовать, дабы сохранилась возможность передачи их по наследству своим мажорам или бобикам, которых в XIX веке, между прочим, в Российской империи называли "саврасками".