Более всего в жизни старец Иоанн Крестьянкин (в миру - Иван Михайлович Крестьянкин, 1910 - 2006) вспоминал годы своего тюремного заключения, в которое он попал незаслуженно, неповинно, но по сфабрикованным на него доносам.
Основанием же всего служило отнесение его органами власти в разряд «идеологических врагов».
Старец Иоанн не творил ничего враждебного, просто его мировоззрение и настрой души не совпадал с требуемым государством. Государство в этом видело для себя риск и относило его к клану «идеологических врагов». Всякое государство беспокоится о своей безопасности, но не всякое тоталитарно. Зависит от меры общего развития людей, общества и самого государства, как института власти. В тоталитарном все заострено, донельзя акцентированно на страхе и жестокости.
В то время, как вспоминал старец Иоанн, у него была самая сильная молитва. На краю пропасти жизни, человек духовный и верующий, все свое упование, всеми силами души устремляет к Богу. Молитва сильна не словами, а состоянием души молящегося — великим смирением и великим упованием. Трудные условия дарят светлую сильную молитву.
Другое, за что был благодарен старец Иоанн Крестьянкин, этим случившимся и Богом попущенным напастям в своей жизни — возмужанию себя как человека.
Когда все идет гладко и комфортно в жизни какое возмужание?
Перед лицом трудностей, опасностей растет духовно и личностно человек — мужает. Это понимал богомудрый старец и благодарил за это Бога, за такую школу возмужания и жизни.
Какие уроки он усвоил в ней?
1. Уповать на Бога. прощать людям слабости.
Первое глубокое удивление вызвали в будущем старце материалы, собранного на него дела. доносы клевета в них. Можно было бы в этой ситуации прийти к бездуховному выводу о низости людей и мира. К такому выводу можно прийти, основываясь на животной, тварной логике. Но старец пришел к другому выводу, духовному: не надо уповать на правду людей, люди слабы. Уповать надо на Истину Божью и крепко держаться ее. А людям прощать их слабости, не винить их.
Великим удивлением было для него, когда обнаружил в материалах дела записи его бесед с духовной дочерью — старой схимонахиней Марией Станиславовной Щедриной.
Она была сначала духовной дочерью отца Александра Воскресенского, а после смерти того перешла под духовное руководство отца Иоанна Крестьянкина.
Понимая тяжелые политические времена старец Иоанн Крестьянкин не общался с ней на политические темы вообще, только на духовные и душеспасительные. Схимонахиня была стара, больна и добродушна. Не знал старец, что ее навещают не только он, разные представители социальной опеки, но и агенты соответствующих спецслужб. И общаются с ней в доброй, благожелательной манере. Не понимает она по старости подвохов, не различает по немощи болезни и старости добро от притворства, и на ее доверчивости фабрикуются «нужные факты» против старца Иоанна. Но старец не осуждает ее. Он понимает ее состояние и еще отчетливей понимает, человек (любой) слаб.
2. Зреть истину и не поддаваться на ложь
Другим открытием в школе мужества и выживания старца Иоанна Крестьянкина была встреча со своим духовным антиподом, которого даже звали также, как и его — Иван Михайлович.
Следователь Иван Михайлович Жулидов был молодым человеком, очень рьяным в службе. Ему дали задание «расколоть врага», где врагом был он — Иоанн Крестьянкин. И следователь, не задумываясь враг перед ним или не враг, (то есть не задаваясь вопросом истинности) стал послушно выполнять приказ. Сказали "враг", значит - враг. Сказали "расколоть" - значит - расколоть. Не надо думать, надо исполнять. Только разум то зачем человеку? Только чтобы исполнять приказы? Но команды и собака выполняет, и еще лучше, чем человек. Человек отличается разумом и зрением истины.
Старцу же Иоанну Господь (по чистоте души и искренней молитве), в тех суровых условиях следствия, дал очень ясное духовное зрение, дар такой Свой спасительный. Не страх вызывал у него этот следователь Жулидов, рьяный, напористый и беспощадный, а жалость. Старец ясно увидел духовными очами своими его, Жулидова, человеческую, Богом данную, душу, закованную в служебный мундир, из которого ей трудно было вырваться на свободу. Порабощена была эта душа.
Так кто еще из них заключенный: старец Иоанн, которому фальшиво «шьют дело», но душа его чиста и свободна или это следователь, который, вроде свободный, а душа на цепи и в кандалах?
На Бога уповал старец, не возносился своей невиновностью или "своей" позицией. Никогда нельзя возносится собой. Старец крепко держался Бога, правды Его, чтобы не упасть в ложь. Не поверить в нее, не различить ее или не принять ее под страхом. Нужны тут силы большие, чем человеческие. Бог дает их. Он заступник.
3. Не верь! Не бойся! Не проси!
Иван Михайлович Жулидов и давил, и применял телесные наказания над старцем Иоанном и давил его психологически, но старцу Господь открыл важную максиму выживания в то время, которые звучали так:
«Не верь (лжи)! Не бойся (ничего)! Не проси! (у тех, кто тебя пытается давить».
Старец Иоанн Крестьянкин так и поступал.
4. Держаться правды Божьей
Жулидов решил зайти хитрее. После напора и телесных наказаний, он два месяца не трогал старца, не вызывал его на допросы, дал ему отдышку, предоставив побыть наедине с самим собой.
У следователя был такой замысел: эта психологическая пауза сыграет на то, что Крестьянкин задумается (тварным умом), испытает страх перед будущем и «расколется». Но старец поступил не по тварной логике, на которую надеялся Жулидов. Он не думал о будущем и не боялся его.
Он уповал на Бога, вверяя Ему всецело свою жизнь и вспоминал жития святых, в которых описывались подобные случаи. Для него было подсказкой то, как действовали они. И он практически следовал их полезным рекомендациям.
Психологическая игра Жулидова не сработала и он с грустью, а может и злостью, написал потом пометку в деле: «враг не раскрывается».
Секрет же был прост: старец Иоанн не считал сам себя, в душе своей, врагом. Он не делал зла, которое ему пытались «пришить». Душа и совесть его были чисты перед Богом. Но он не пытался доказать "свою невиновность" людям. Если Бог попустил такую ситуацию, то надо понять, какое благо в этом открывает душе его Бог. Ибо у Бога все - благо. А все неудобства и страдания того времени переносил упованием на Бога и твердой уверенностью, что правда Божья сильней и крупней человеческой и всегда победит. Вопрос лишь времени.
5. Помнить только доброе, прощать, но удаляться от зла
Старца Иоанна отправили далее с Лубянки по этапу.
Но интересно и другое.
Потом, уже вернувшись с мест отбывания наказания и став насельников Псково-Печерской обители, старец Иоанн Крестьянкин нередко вспоминал следователя Ивана Михайловича Жулидова. Вспоминал с теплом и не говорил о нем ни одного отрицательного или осуждающего слова .
Иногда после своих ночных тайных бдений (молитв в ночи) старец Иоанн начинал разговор именно о нем:
«Хороший был человек, хороший, да жив ли он?»
После некоторого раздумия (может он втайне задавал вопрос об этом Богу) старец говорил:
«Жив, жив, но очень уж старенький».
На вопрос, хотел бы старец с ним встретиться сейчас, он поспешно отвечал:
«Нет, нет, Боже упаси."
Это тоже очень важный момент школы выживания: не делать зла, не помнить злого, добрую память иметь о всем, даже о том, что приносило страдания. Для доброго, Божьего человека, засилие зла дает возможность раскрыться в душе своей большему добру, вселенскому.
Но иметь дело со злом — нет. Никогда.
Возможно, что и другое открылось духовным богомудрым очам старца, что не пришел так Жулидов к осознанию и покаянию в жизни своей, хоть и стал стар возрастом. Может забыл все, а может оправдал себя перед самим в душе, а не перед Богом покаялся. Может душа, так и осталась взаперти.
Не ему, человеку Божьему, Иоанну искать этого следователя и учить жизни. Если человеку открывает Бог правду о нем самом, то открывается душе того человека и покаяние, и изменение жизни к лучшему. А раз такого не открыл Бог и человек не открылся Богу, то что может сказать ему простой старец, всего лишь человек?
Если хотите поделиться по теме данной статьи — пишите в комментариях.