Найти тему
Игорь Орлов

Школа выживания старца Иоанна Крестьянкина

Оглавление

Более всего в жизни старец Иоанн Крестьянкин (в миру - Иван Михайлович Крестьянкин, 1910 - 2006) вспоминал годы своего тюремного заключения, в которое он попал незаслуженно, неповинно, но по сфабрикованным на него доносам.

Основанием же всего служило отнесение его органами власти в разряд «идеологических врагов».

Архимандрит Иоанн Крестьянкин (в миру - Иван Михайлович Крестьянкин) (фото из Яндекс Картинки)
Архимандрит Иоанн Крестьянкин (в миру - Иван Михайлович Крестьянкин) (фото из Яндекс Картинки)
Старец Иоанн Крестьянкин (фото из Яндекс Картинки)
Старец Иоанн Крестьянкин (фото из Яндекс Картинки)

Старец Иоанн не творил ничего враждебного, просто его мировоззрение и настрой души не совпадал с требуемым государством. Государство в этом видело для себя риск и относило его к клану «идеологических врагов». Всякое государство беспокоится о своей безопасности, но не всякое тоталитарно. Зависит от меры общего развития людей, общества и самого государства, как института власти. В тоталитарном все заострено, донельзя акцентированно на страхе и жестокости.

В то время, как вспоминал старец Иоанн, у него была самая сильная молитва. На краю пропасти жизни, человек духовный и верующий, все свое упование, всеми силами души устремляет к Богу. Молитва сильна не словами, а состоянием души молящегося — великим смирением и великим упованием. Трудные условия дарят светлую сильную молитву.

Старец Иоанн Крестьянкин (фото из Яндекс Картинки)
Старец Иоанн Крестьянкин (фото из Яндекс Картинки)

Другое, за что был благодарен старец Иоанн Крестьянкин, этим случившимся и Богом попущенным напастям в своей жизни — возмужанию себя как человека.

Когда все идет гладко и комфортно в жизни какое возмужание?

Перед лицом трудностей, опасностей растет духовно и личностно человек — мужает. Это понимал богомудрый старец и благодарил за это Бога, за такую школу возмужания и жизни.

Какие уроки он усвоил в ней?

1. Уповать на Бога. прощать людям слабости.

Первое глубокое удивление вызвали в будущем старце материалы, собранного на него дела. доносы клевета в них. Можно было бы в этой ситуации прийти к бездуховному выводу о низости людей и мира. К такому выводу можно прийти, основываясь на животной, тварной логике. Но старец пришел к другому выводу, духовному: не надо уповать на правду людей, люди слабы. Уповать надо на Истину Божью и крепко держаться ее. А людям прощать их слабости, не винить их.

Великим удивлением было для него, когда обнаружил в материалах дела записи его бесед с духовной дочерью — старой схимонахиней Марией Станиславовной Щедриной.

Она была сначала духовной дочерью отца Александра Воскресенского, а после смерти того перешла под духовное руководство отца Иоанна Крестьянкина.

Понимая тяжелые политические времена старец Иоанн Крестьянкин не общался с ней на политические темы вообще, только на духовные и душеспасительные. Схимонахиня была стара, больна и добродушна. Не знал старец, что ее навещают не только он, разные представители социальной опеки, но и агенты соответствующих спецслужб. И общаются с ней в доброй, благожелательной манере. Не понимает она по старости подвохов, не различает по немощи болезни и старости добро от притворства, и на ее доверчивости фабрикуются «нужные факты» против старца Иоанна. Но старец не осуждает ее. Он понимает ее состояние и еще отчетливей понимает, человек (любой) слаб.

2. Зреть истину и не поддаваться на ложь

Другим открытием в школе мужества и выживания старца Иоанна Крестьянкина была встреча со своим духовным антиподом, которого даже звали также, как и его — Иван Михайлович.

Следователь Иван Михайлович Жулидов был молодым человеком, очень рьяным в службе. Ему дали задание «расколоть врага», где врагом был он — Иоанн Крестьянкин. И следователь, не задумываясь враг перед ним или не враг, (то есть не задаваясь вопросом истинности) стал послушно выполнять приказ. Сказали "враг", значит - враг. Сказали "расколоть" - значит - расколоть. Не надо думать, надо исполнять. Только разум то зачем человеку? Только чтобы исполнять приказы? Но команды и собака выполняет, и еще лучше, чем человек. Человек отличается разумом и зрением истины.

Старцу же Иоанну Господь (по чистоте души и искренней молитве), в тех суровых условиях следствия, дал очень ясное духовное зрение, дар такой Свой спасительный. Не страх вызывал у него этот следователь Жулидов, рьяный, напористый и беспощадный, а жалость. Старец ясно увидел духовными очами своими его, Жулидова, человеческую, Богом данную, душу, закованную в служебный мундир, из которого ей трудно было вырваться на свободу. Порабощена была эта душа.

Так кто еще из них заключенный: старец Иоанн, которому фальшиво «шьют дело», но душа его чиста и свободна или это следователь, который, вроде свободный, а душа на цепи и в кандалах?

На Бога уповал старец, не возносился своей невиновностью или "своей" позицией. Никогда нельзя возносится собой. Старец крепко держался Бога, правды Его, чтобы не упасть в ложь. Не поверить в нее, не различить ее или не принять ее под страхом. Нужны тут силы большие, чем человеческие. Бог дает их. Он заступник.

3. Не верь! Не бойся! Не проси!

Иван Михайлович Жулидов и давил, и применял телесные наказания над старцем Иоанном и давил его психологически, но старцу Господь открыл важную максиму выживания в то время, которые звучали так:

«Не верь (лжи)! Не бойся (ничего)! Не проси! (у тех, кто тебя пытается давить».

Старец Иоанн Крестьянкин так и поступал.

4. Держаться правды Божьей

Жулидов решил зайти хитрее. После напора и телесных наказаний, он два месяца не трогал старца, не вызывал его на допросы, дал ему отдышку, предоставив побыть наедине с самим собой.

У следователя был такой замысел: эта психологическая пауза сыграет на то, что Крестьянкин задумается (тварным умом), испытает страх перед будущем и «расколется». Но старец поступил не по тварной логике, на которую надеялся Жулидов. Он не думал о будущем и не боялся его.

Он уповал на Бога, вверяя Ему всецело свою жизнь и вспоминал жития святых, в которых описывались подобные случаи. Для него было подсказкой то, как действовали они. И он практически следовал их полезным рекомендациям.

Психологическая игра Жулидова не сработала и он с грустью, а может и злостью, написал потом пометку в деле: «враг не раскрывается».

Секрет же был прост: старец Иоанн не считал сам себя, в душе своей, врагом. Он не делал зла, которое ему пытались «пришить». Душа и совесть его были чисты перед Богом. Но он не пытался доказать "свою невиновность" людям. Если Бог попустил такую ситуацию, то надо понять, какое благо в этом открывает душе его Бог. Ибо у Бога все - благо. А все неудобства и страдания того времени переносил упованием на Бога и твердой уверенностью, что правда Божья сильней и крупней человеческой и всегда победит. Вопрос лишь времени.

5. Помнить только доброе, прощать, но удаляться от зла

Старца Иоанна отправили далее с Лубянки по этапу.

Но интересно и другое.

Потом, уже вернувшись с мест отбывания наказания и став насельников Псково-Печерской обители, старец Иоанн Крестьянкин нередко вспоминал следователя Ивана Михайловича Жулидова. Вспоминал с теплом и не говорил о нем ни одного отрицательного или осуждающего слова .

Свято-Успенский Псковско-Печерский монастырь, в котором служил архимандрит Иоанн Крестьянкин (фото из Яндекс Картинки)
Свято-Успенский Псковско-Печерский монастырь, в котором служил архимандрит Иоанн Крестьянкин (фото из Яндекс Картинки)

Иногда после своих ночных тайных бдений (молитв в ночи) старец Иоанн начинал разговор именно о нем:

«Хороший был человек, хороший, да жив ли он?»

После некоторого раздумия (может он втайне задавал вопрос об этом Богу) старец говорил:

«Жив, жив, но очень уж старенький».

На вопрос, хотел бы старец с ним встретиться сейчас, он поспешно отвечал:

«Нет, нет, Боже упаси."

Это тоже очень важный момент школы выживания: не делать зла, не помнить злого, добрую память иметь о всем, даже о том, что приносило страдания. Для доброго, Божьего человека, засилие зла дает возможность раскрыться в душе своей большему добру, вселенскому.

Но иметь дело со злом — нет. Никогда.

Возможно, что и другое открылось духовным богомудрым очам старца, что не пришел так Жулидов к осознанию и покаянию в жизни своей, хоть и стал стар возрастом. Может забыл все, а может оправдал себя перед самим в душе, а не перед Богом покаялся. Может душа, так и осталась взаперти.

Не ему, человеку Божьему, Иоанну искать этого следователя и учить жизни. Если человеку открывает Бог правду о нем самом, то открывается душе того человека и покаяние, и изменение жизни к лучшему. А раз такого не открыл Бог и человек не открылся Богу, то что может сказать ему простой старец, всего лишь человек?

Архимандрит Иоанн Крестьянкин (фото из Яндекс Картинки)
Архимандрит Иоанн Крестьянкин (фото из Яндекс Картинки)

Если хотите поделиться по теме данной статьи — пишите в комментариях.

Понравилось — ставьте лайк.

Подписывайтесь на канал.

Делитесь с друзьями в соцсетях.