Бить детей нельзя – это аксиома. Физические наказания должны быть исключены не то что из повседневной жизни родителей, но и из теоретического представления об отношениях детей и родителей.
Но. Как всегда, то самое большое и толстое «но». Жизнь сложнее любых теорий, практик и аксиом.
Малолетний матерщинник
Мой любимый парк. Каникулы. Толпы детей-туристов без "куриных кодов" гуляют – аквапарки и прочие детские аттракционы закрыты, даже в музеи нельзя, делать нечего. На дереве сидит молодой человек лет эдак 12-13, наверное. Довольно высоко, рукой не дотянешься.
И хорошо поставленным голосом разговаривает матом на всех проходящих мимо – стариков, детей, женщин с колясками и без… На замечания – гортанно ржёт. Кто-то из проходящих зовёт местного дедушку-охранника. Тот безнадёжно качает головой – малолетний, с ним вообще ничего не сделаешь.
Собирается группа заинтересованных лиц – предлагают звонить в полицию, что вызывает ещё более громкое ржание мальца. Вдруг находится пара храбрых безумцев крепкого телосложения, которые предпринимают вполне удачную попытку снять мальчишку с дерева, один удерживает его за шкирку, требуя извиниться за нецензурные слова. И тут происходит чудо!
У малолетнего мерзавца тут же обнаруживаются родственники. Судя по возрасту, это мать и сестра хулигана. Они бегут наперегонки к месту действия (со скамейки метрах в пяти от дуба). И вопят дурными голосами –
Не смейте распускать руки, не смейте пальцем тронуть ребёнка!
На вопрос, почему они не следят за чадом – удивлённые глаза –
А что такого, он шутит так, он этих слов и не понимает, наверное…
Один из парней, снявших пацана с дерева, картинно кланяется всем наблюдающим, заранее приносит свои глубочайшие извинения, а потом громко и с явным удовольствием сообщает семейству шутника всю правду об их происхождении, указывая направление их дальнейшего движения. Естественно, на классическом русском матерном. Шутливый мальчик все очень даже хорошо понял, сам побледнел, глаза налились кровью, но женщины, не увидев поддержки на лицах окружающих, предпочли быстренько свалить.
Среди гуляющих граждан развернулась дискуссия о том, что «семейка – сволочи, конечно, но парни слишком сильно рисковали, и не нужно было его трогать, ещё неизвестно, чем дело кончится…»
Имею вопрос. Можно ли было мужчинам применять физическую силу, чтобы просто удалить из общественного места такого вот уродца? Или всем нужно было молча и толерантно делать вид, что ничего не происходит, игнорировать, уходить подальше – мол, надоест же ему когда-нибудь, сам уйдёт, не получив внимания?
Должны ли посторонние взрослые терпеть неадекватное (неприличное, преступное и т.п.) поведение чужих детей? И что значит в подобном случае «распускать руки»? И где проходит граница между «нельзя распускать» и «нужно остановить»?