Все-таки этой какой-то «разрыв шаблона»: таджики трудятся на наших стройках, а к себе - приглашают китайцев. Но таджики на московских стройках появились вследствие избытка рабочей силы на их родине. Так же как и приезжие из Узбекистана. Здесь они получают гораздо больше, чем у себя на родине. Если бы у нас им было плохо, они бы сюда не ехали. Им выгодно у нас. Но весь потенциал таджикской рабочей силы задействовать внутри страны невозможно - ее слишком много для промышленности этой страны.
Вот они и едут к нам, считает военный эксперт Виктор Литовкин, который предлагает выяснить, что будет размещаться на будущей базе:
- Это так же может быть разведывательный объект или база хранения каких-то боеприпасов, материально-технических средств. Надо все-таки уточнить, что это: танки, артиллерия или стрелковые войска. Таджики наверняка будут работать на строительстве военной базы вместе с китайцами.
Я полагаю, что там появится, мягко говоря, достаточно «скромный объект», с размещением не дивизии, а батальона. Ничего плохого в этом нет. В рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) есть направление борьбы с терроризмом. Этим совместно занимаются и Китай, и Россия, и Таджикистан, и Казахстан и другие страны входящие в ШОС. Поэтому совместные действия России и Китая на территории Таджикистана, конечно с участием таджикских военных – это усиление границы, усиление возможности противостоять проникновению террористических группировок на территорию Таджикистана, а так же далее на север, в Казахстан и на территорию России.
Кроме того не надо забывать о проникновении с территории Афганистана наркотических средств. Поэтому совместную работу России, Китая и Таджикистана я бы только приветствовал. Она сближает.
А потом я хочу сказать, что нет никакой сенсации в том, что Китай чувствует себя в Таджикистане достаточно свободно. Китай давным-давно оказывает экономическую помощь этой стране. Обеспечивает таджикские вооруженные силы различными компьютерами, автобусами, автомобилями. Эту технику можно элементарно увидеть, когда приезжаешь в эту республику, заходишь в Министерство обороны Таджикистана. Там -все китайское.
Более того, китайцы работают на рудниках, добывают там золото в месторождениях «Верхний Кумарг» и «Восточный Дуоба» в Согдийской области, алмазы, взамен строят электростанции, линии электропередач, объединившие отдельные части энергосистемы страны, что важно в условиях многолетнего зимнего энергодефицита. В столице Душанбе китайцы построили тепловую электростанцию. Там работает более четырехсот китайских компаний, это крупнейшие налогоплательщики и основные экспортеры.
Они внедрились в экономику страны. Поэтому сегодня говорить о том, что появление специальных объектов представляет опасность, я бы не стал. Надо понимать в каких масштабах и с какими целями они там действуют, и насколько это будет согласовываться с национальными интересами России, ШОС и организации Договора коллективной безопасности. Таджикистан и Россия подписали этот договор. Я думаю, что Таджикистан ничего не делает без согласия со своими союзниками по данному договору…
С этим утверждением отчасти согласен независимый военный эксперт Александр Храмчихи, который тоже считает, что китайцы находятся в Таджикистане давно:
- Поскольку скрывать дальше не получается, то они решили это легализовать. Для России это не то, что опасно буквально, напрямую, но очевидно, что происходит постепенный переход Таджикистана из российской сферы влияния в китайскую. Все это более чем очевидно.
- Казалось бы, гористая местность на высоте пять тысяч метров над уровнем моря никому не нужна кроме «снежных людей». Но Китай полвека тому назад «откусил» у Индии большой кусок Тибета. Сейчас откусывает Таджикистан?
- Не только кусок Таджикистана, но и кусок Киргизии. Просто это было сделано тайно. Россия ничего с этим поделать не может. Это против американцев можно устроить истерику, а против Китая – нельзя…