Об очень значительном прогрессе анархистских идей в Америке лучше всего можно судить по замечательному успеху трех обширных лекционных поездок Эммы Голдман после Амстердамского конгресса 1907 года. Каждая экскурсия охватывала новую территорию, включая населенные пункты, где анархизм никогда раньше не был услышан. Но самым отрадным аспектом ее неустанных усилий является огромная продажа анархистской литературы, пропагандистский эффект которой невозможно оценить. Именно во время одной из таких поездок произошел примечательный инцидент, поразительно продемонстрировавший вдохновляющие возможности анархистской идеи. В Сан-Франциско в 1908 году лекция Эммы Голдман привлекла внимание солдата армии Соединенных Штатов Уильяма Бувальды. За то, что он осмелился присутствовать на собрании анархистов, свободная Республика отдала Бувальду под трибунал и заключила его в тюрьму на один год. Благодаря возрождающей силе новой философии правительство потеряло солдата, но дело свободы обрело человека.
Пропагандист такой важности, как Эмма Голдман, обязательно является острой занозой для реакции. На нее смотрят как на угрозу дальнейшему существованию авторитарной узурпации. Поэтому неудивительно, что враг прибегает ко всем и всяческим средствам, чтобы сделать ее невозможной. Систематическая попытка пресечь ее деятельность была организована год назад объединенными полицейскими силами страны. Но, как и все предыдущие подобные попытки, она провалилась самым блестящим образом. Энергичные протесты со стороны интеллектуального элемента Америки привели к свержению подлого заговора против свободы слова. Еще одна попытка сделать Эмму Голдман невозможной была предпринята федеральными властями в Вашингтоне. Чтобы лишить ее прав на гражданство, правительство аннулировало документы о гражданстве ее мужа, за которого она вышла замуж в юном возрасте восемнадцати лет и местонахождение которого, если он был жив, не могло быть установлено в течение последних двух десятилетий. Великое правительство славных Соединенных Штатов, не колеблясь, опустилось до самых презренных методов для достижения этого достижения. Но поскольку ее гражданство никогда не приносило пользы Эмме Голдман, она может перенести эту потерю с легким сердцем.
Есть личности, обладающие такой мощной индивидуальностью, что самой своей силой они оказывают самое мощное влияние на лучших представителей своего времени. Михаил Бакунин был такой личностью. Но для него Рихард Вагнер никогда не писал "ИСКУССТВО И РЕВОЛЮЦИЯ". Эмма Голдман-похожая личность. Она является сильным фактором в общественно-политической жизни Америки. Благодаря своему красноречию, энергии и блестящему складу ума она формирует умы и сердца тысяч своих слушателей.
Глубокое сочувствие и сострадание к страдающему человечеству, а также неумолимая честность по отношению к себе-вот главные черты Эммы Голдман. Ни один человек, будь то друг или враг, не должен позволять себе контролировать свою цель или диктовать свой образ жизни. Она скорее погибнет, чем пожертвует своими убеждениями или правом на самостоятельное владение душой и телом. Респектабельность легко могла бы простить преподавание теоретического анархизма; но Эмма Голдман не просто проповедует новую философию; она также упорно продолжает жить ею,—и это единственное высшее, непростительное преступление. Если бы она, как многие радикалы, рассматривала свой идеал просто как интеллектуальное украшение; если бы она пошла на уступки существующему обществу и пошла на компромисс со старыми предрассудками,—тогда даже самые радикальные взгляды могли бы быть прощены в ней. Но то, что она серьезно относится к своему радикализму; то, что он проник в ее кровь и мозг до такой степени, что она не просто учит, но и исповедует свои убеждения,—это шокирует даже радикальную миссис Гранди. Эмма Голдман живет своей собственной жизнью; она общается с мытарями—отсюда возмущение фарисеев и саддукеев.
Не случайно такие разные писатели, как Пьетро Гори и Уильям Марион Риди, находят сходные черты в своей характеристике Эммы Голдман. В своем вкладе в LA QUESTIONE SOCIALE Пьетро Гори называет ее "моральной силой, женщиной, которая с видением сивиллы предсказывает наступление нового царства для угнетенных; женщиной, которая с логикой и глубокой серьезностью анализирует беды общества и с художественным подходом изображает грядущий рассвет человечества, основанного на равенстве, братстве и свободе".
Уильям Риди видит в Эмме Голдман "дочь мечты, ее Евангелие-видение, которое является видением каждого по-настоящему великодушного мужчины и женщины, которые когда-либо жили".
Трусы, которые боятся последствий своих поступков, придумали слово философского анархизма. Эмма Голдман слишком искренна, слишком дерзка, чтобы искать безопасности за такими ничтожными мольбами. Она анархистка в чистом виде. Она представляет идею анархизма, сформулированную Джосайей Уорном, Прудоном, Бакуниным, Кропоткиным, Толстым. Тем не менее, она также понимает психологические причины, которые побуждают Казерио, Вайланта, Бреши, Беркмана или Чолгоша совершать акты насилия. Для солдата в социальной борьбе дело чести вступить в конфликт с силами тьмы и тирании, и Эмма Голдман гордится тем, что среди ее лучших друзей и товарищей есть мужчины и женщины, которые несут раны и шрамы, полученные в бою.
По словам Вольтерины де Клейр, характеризующей Эмму Голдман после заключения последней в тюрьму в 1893 году: Дух, который оживляет Эмму Голдман, является единственным, который освободит раба от его рабства, тирана от его тирании—духа, который готов дерзать и страдать.