С огромным интересом посмотрел по Первому каналу тщательно отреставрированный фильм "Генералы песчаных карьеров" с последующим обсуждением в рамках передачи "Закрытый показ с Александром Гордоном".
Так вышло, что эту картину я увидел впервые - в 1970-е, когда её показывали в СССР, меня сначала вовсе не было на свете, а потом я уже появился, но был слишком юн. Всё собирался посмотреть, да как-то руки не доходили. Хотя содержание фильма знал - давно уже прочел роман "Капитаны песка", ставший литературной основой этой экранизации, да и в целом, как говорится, слухом земля полнится.
Каким-то удивительным (и в то же время совершенно понятным) образом американский режиссер Холл Бартлетт при помощи бразильского писателя Жоржи Амаду создал киноленту, которая провалилась в прокате в США, зато в нашей - тогда ещё советской - стране стала настоящим хитом.
При просмотре фильма очень ярко вспомнилось моё собственное детство. Нет, я в детстве не жил в трущобах, не воровал, не грабил и не попрошайничал :) Тут другое.
Я успел вырасти ещё в СССР - родился в 1974-м, пошел в школу в 1981-м, стал пионером в 1983-м и так далее. Мои сверстники и те, кто постарше, постоянно смотрели фильмы и читали книги о революции и гражданской войне, в которых то и дело упоминалась беспризорщина. В нашем общем частотном словаре было выражение "голодающий из Поволжья". Мы присутствовали на уроках мира в школах, пекли какое-нибудь печенье и продавали его на благотворительных ярмарках в тех же школах, а все доходы перечисляли в фонд мира с целью помочь голодающим детям в Африке. И прочая, и прочая, и прочая...
То есть беспризорщина, голод, детская преступность были близкой и понятной нам темой. Если зрителя в Америке или в Западной Европе эта тема по большому счету оставляла равнодушным, то для людей, выросших в Советском Союзе, она стала частью ДНК. И не важно, что географически мы чрезвычайно удалены от бразильских фавел - на самой теме у нас автоматически включаются и интерес, и понимание, и сочувствие, и сострадание...
А что касается фильма как произведения искусства, он вызвал довольно-таки смешанные чувства.
Из положительных моментов - это очень искренняя картина, создатели которой очевидно неравнодушны к остросоциальным проблемам и ждут столь же неравнодушного отношения от зрителя. Стоит упомянуть, что фильм был снят в 1971-м году, а вот роман "Капитаны песка" появился на свет на несколько десятилетий раньше - в 1937-м, но, увы, не утратил своей актуальности...
Очень понравилась работа оператора Рикардо Ароновича, которому сейчас уже за 90. В ткань фильма органично вплетены документальные кадры - бедняцкие кварталы, полуразвалившиеся халупы, рахитичные дети... Интересно выглядел прием, когда лицо актрисы Тиши Стерлинг (Дора) стремительно менялось вследствие возрастных изменений - нечто подобное позже проделывал Том Тыквер в своем хите "Беги, Лола, беги". И отдельным приятным сюрпризом стало то, что Рикардо Аронович подключился к студии Первого канала по скайпу и поделился своими воспоминаниями о работе над "Генералами..."
И, естественно, музыка - "Марш рыбаков" композитора Доривала Каимми вся наша страна перепевала на разные лады (и с разными словами) ещё в 70-е, а сейчас он наиболее известен как песня группы "Несчастный случай". К слову, сам Доривал Каимми сыграл в фильме небольшую роль рыбака Жоана, а в обсуждении фильма с Александром Гордоном принял участие его сын - тоже композитор Данило Каимми.
* * *
А вот закончу я "за упокой" - тем, что НЕ понравилось.
Не понравилось категорическое несоответствие актеров персонажам. Во-первых, явное возрастное несовпадение - у Жоржи Амаду действуют пацаны 10-13 лет, а их вожаку Педро Пуле в начале повествования всего-то 15. На экране же видны ребята, которые старше своих героев как минимум на 3-4 года, а актеры Кент Лейн (в книге - Педро Пуля, в фильме - Булит) и Тиша Стерлинг (Дора) и вовсе давно уже взрослые люди - на момент съемок им было 29 и 26 лет соответственно.
То есть что получается? Вместо группы детей и подростков, вызывающих сочувствие уже в силу возраста, мы видим группу подростков и взрослых мужчин - стройных, крепких, спортивных, которым явно пора подыскать себе нормальную работу.
Во-вторых, как верно подметил тот же Рикардо Аронович, режиссер не пригласил на главные роли настоящих беспризорников из Бразилии, а взял вместо них актеров из США. Среди них много блондинов (для Бразилии - чересчур много), но это бы ещё полбеды. Беда же состоит в том, что на беспризорников они просто не похожи, как их ни гримируй и в какие живописно изорванные лохмотья ни наряжай. Уж слишком у них всех лица интеллигентные. "Да у тебя же десять классов на лбу написаны, Шарапов!.." ©
И это, в общем, касается практически всех - таковы и Бутч Патрик (Хромой), и Джон Рубинштейн (Профессор), и Гильерме Ламунье (Кот), и те же Кент Лейн и Тиша Стерлинг... Полистайте галерею :)
А вам нравятся "Генералы песчаных карьеров"?
И в завершение: аналог "Генералов..." в отечественном кино - фильм Динары Асановой "Пацаны".
#кино #фильм #хорошее кино #кинопрокат #старые фильмы #голливуд #ссср #американское кино #экранизация #беспризорщина
"Спасибо, что дослушали куплеты" ©