Найти тему
Михаил Петров

Прыжки с парашютом зимой. Прелести и трудности.

По осени этот пост стоит ежегодно перечитывать, пожалуй, всем, кто планирует продолжать парашютные прыжки в холодное время года. И так как это мой дебют на дзене, я позволю себе сперва коротко представиться, чтобы вы понимали, стоит вам дальше меня читать или лучше забить.

Выбрал самое брутальное фото. Чтоб сразу зауважали вы меня изо всех сил. Михаил Петров, DOM 1986, прыгаю с 2002 года, на момент публикации у меня 4000 прыжков. Из них 100 с круглыми куполами (Д-1-5, Д-6, Ут-15, П-1у), 100 на классике (ПО-16, ПО-17, Para-Foil), 500-700 на разного рода прямоугольниках и эллипсах, остальное на разного рода косачах. Прыгал с Ан-2, Ан-28, Ми-2, Ми-8, Ми-26, Ил-76, L-410, мотодельтаплана, параплана, воздушного шара. Есть пара десятков прыжков в качестве тандем-мастера, в том числе с пассажиром-китайцем, который не понимал ни по-русски, ни по-английски, а понимал только по печени. Большая часть прыжков - съёмка тандемов и формаций. Далее в порядке убывания: в качестве инструктора AFF, инструктора FF. инструктора RW, пара-тройка сотен “фан-джампов”. Около 50 прыжков в вингсьюте в лохматые годы, когда в них прыгали единицы на аэродроме. 150-200 BASE-прыжков со всех типов объектов и пара выездов в горы на speed-flying. В общем, не мега-перец, но мне есть, чем поделиться.
Выбрал самое брутальное фото. Чтоб сразу зауважали вы меня изо всех сил. Михаил Петров, DOM 1986, прыгаю с 2002 года, на момент публикации у меня 4000 прыжков. Из них 100 с круглыми куполами (Д-1-5, Д-6, Ут-15, П-1у), 100 на классике (ПО-16, ПО-17, Para-Foil), 500-700 на разного рода прямоугольниках и эллипсах, остальное на разного рода косачах. Прыгал с Ан-2, Ан-28, Ми-2, Ми-8, Ми-26, Ил-76, L-410, мотодельтаплана, параплана, воздушного шара. Есть пара десятков прыжков в качестве тандем-мастера, в том числе с пассажиром-китайцем, который не понимал ни по-русски, ни по-английски, а понимал только по печени. Большая часть прыжков - съёмка тандемов и формаций. Далее в порядке убывания: в качестве инструктора AFF, инструктора FF. инструктора RW, пара-тройка сотен “фан-джампов”. Около 50 прыжков в вингсьюте в лохматые годы, когда в них прыгали единицы на аэродроме. 150-200 BASE-прыжков со всех типов объектов и пара выездов в горы на speed-flying. В общем, не мега-перец, но мне есть, чем поделиться.

Итак, речь пойдёт о плюсах и минусах зимних прыжков. Зимних - именно зимних, а не январских в Африке. А точнее о прыжках в холодное время года, так как местами зима наступает уже в октябре. Я сам сделал зимой-зимой (со скрипучим снегом и трескучим морозом) порядка пары сотен прыжков. Получил от них полную гамму эмоций - от восторга до отвращения. После чего решил, что зимой прыгать буду только по необходимости. Поэтому теперь без эмоций могу рассказать о всех прелестях и недостатках этого зимнего экстрима. Небольшая ремарка: Зимой много прыгал в открытом шлеме. В мороз до -30. Лицо сильно обморозил всего 1 раз. Первого марта.

Начну с хорошего.

  1. Самый первый самый очевидный плюс. Когда прыжки есть - это всегда лучше, чем когда их нет. И если вы жуть как прыгнуть хотите, всегда приятнее прыгнуть в мороз, чем сидеть дома и пялиться в ютюб с чужими прыжками. Во многих регионах России зимой прыжков нет в принципе. И там начинающим очень тоскливо ждать весны. Сам так жил пару лет - хорошо знаю.
  2. Новый пейзаж вокруг. Летняя зелень, какой бы прекрасной она ни была, за лето многим приедается. И смена пейзажа на зимний всегда приятна. Заснеженные поля, всегда низкое солнце, морозная дымка - это ли не кайф?.. И только в холодное время года вы можете попасть в условия, когда на высоте 1000-1500 метров идёт тонкий слой сплошной облачности, выше которого обязательно светит солнце. И вы любуетесь бескрайним полем из облаков, от горизонта до горизонта, падая к земле со скоростью 200 км/ч… Ммм… Охуенчик!
  3. Желающих прыгнуть зимой как правило меньше. И очередь во взлёт короче. Выше шанс сделать больше прыжков за короткий промежуток времени.
  4. Приземляться в снег действительно мягче. Если под ним не скрыты бетонные блоки.
  5. Притянутый за уши плюс, но если у вас на аэродроме есть баня… Дальше можно не продолжать.
Картинка характерная для холодного времени года.
Картинка характерная для холодного времени года.

Теперь о трудностях, с которыми вам придётся столкнуться, и которые обязательно надо учитывать при планировании выезда на прыжки.

  1. Одежда. К её выбору придётся подойти ответственно. И ладно если вы прыгаете с круглым парашютом с принудительным раскрытием - там от ваших действий мало что зависит. Но если говорить о нормальных прыжках, то всё становится сложнее. Одежда должна обеспечивать вам достаточное тепло, но при этом и не стеснять движения. А попробуйте этот баланс найти! Под летний комбез много не налезет. Оденетесь как капуста - не дотянетесь до медузы/подушки/кольца. В тонких перчатках пальцы окоченеют; В толстых - банально в клеванты не пролезут, а то и подушку при отцепке не нащупаете. В общем, с выбором одежды дела будут сложнее, чем летом.
  2. Стартовое время. Зимой световой день короче. И если летом прыжки легко могут длиться в среднем 12 часов, то зимой в лучшем случае часов 8. И то из них часа 3 все только просыпаться будут.
  3. Погода. Она зимой чаще плохая, чем хорошая. По крайней мере в Москве и окрестностях. И если летом мы прыгаем 9 дней из 10, то зимой 9 дней из 10 мы ждём погоду. И как назло десятый день с хорошей погодой выпадает обычно на понедельник. Если с декабря по февраль вы проведёте все выходные на аэродроме, скорее всего вы поймаете 5-6 прыжковых дней за всю зиму.
  4. В конце концов, сука, как же это холодно!!!…

То были трудности, которые для всех очевидны. А теперь опасности, о которых далеко не все задумываются, особенно малоопытные.

  1. Перчатки. Да, об одежде уже писал, но стоит ещё раз. Не единичны (и даже не “десятичны”) случаи, когда толстые перчатки не позволяли взяться за бобышку медузы, подушку или кольцо. Это происходит регулярно. И это может поближе познакомить вас с тем, как работает страхующий прибор.
  2. Обмерзание визора шлема. Я продаю шлемы. И меня часто спрашивают:”А не потеет ли визор?” Так вот, отвечаю всем: какой бы крутой шлем вы ни купили, в мороз любой визор будет потеть. Иногда не просто потеть, а обмерзать. Иногда не местами, а целиком. Надеваете под шлем очки - они тоже будут потеть. Надеваете открытый шлем с очками - и они будут потеть. И ладошки у вас будут потеть. И подмышки. Зимой потеет всё. Потому что страшно. Страшно холодно.
  3. Замерзание аккумуляторов. В советской время далеко не у всех были высотомеры. И домашние телефоны были не у всех. А сейчас у каждого второго школьника высотомер на аккумуляторе на руке и лопата с цветным телевизором в кармане. И всё это вырубается гораздо быстрее, чем летом.
  4. Равномерно заснеженная площадка приземления затрудняет работу "глазомера". Если вы прыгаете с парашютом типа "крыло", момент начала выполнения подушки поймать будет сложнее.
  5. Вы когда-нибудь приземлялись на соседнее от аэродрома поле с ромашками и бабочками? Если да, вы наверняка доставали свою лопату с встроенным фотоателье, делали пару себяшек и с удовольствием шли на аэродром под звуки природы. А теперь представим ту же ситуацию зимой. Приземлились - а вам снег по пояс. До аэродрома всего 2-3 км, но вы прошли 10 метров, а с вас уже пот градом. И вроде время 3 часа дня - а через полчаса уже сумерки. А через час - ночь. Достаёте лопату, чтобы позвонить на аэродром и позвать на помощь, а аккумулятор от мороза сдох. А теперь ещё добавим немного леса вокруг - и получаем возможность стать легендой.
  6. Соседнее от аэродрома поле ещё давало вам существенный шанс выжить. Если руководство аэродрома хоть немного в адеквате, вас спасут. А как вам перспектива приводнения? Много у вас шансов дождаться помощи или выплыть самостоятельно в шубе, которую на вас заботливо надела бабуля? А если лёд уже схватился, но ещё не окреп и в момент касания вы провалились? А если ещё и течение сильное? В общем, губит людей не пиво… Замёрзшие насмерть в паре десятков метров от берега парашютисты медицине известны.
  7. Смерзание парашюта. Сейчас это уже скорее экзотика, но всё ещё возможный вариант. Уложили в тепле сырой парашют, постояли с ним на морозе длительное время по какой-то причине - и при открытии можно получить глыбу льда над головой. Я утрирую, но суть должна быть понятна.

Что со всем этим делать?

  1. Самый простой совет - не прыгать. Или прыгать там, где тепло. Но вряд ли вы сейчас скажете “А, ну ладно!” и закроете для себя эту тему. Поэтому читаем дальше…
  2. Перчатки выбирайте такие, которые обеспечат вас максимальным теплом при сохранении цепкости рук. Скорее всего руки в них будут подмерзать. Но лучше потерпеть это, чем до сайпреса пытаться ухватиться то за медузу, то за подушку, то за кольцо. Используйте химические грелки, перчатки с подогревом, если не хотите терпеть холод. Но ни в коем случае не стоит использовать какие-то толстые рукавицы или даже лыжные перчатки. В крайнем случае возьмите дополнительные тёплые перчатки с собой и наденьте их после приземления.
  3. В идеале сшейте себе комбинезон для зимы. Некоторые производители делают утеплённые комбезы для инструкторов открытых (уличных) аэротруб. Работал в таком - шикарная вещь. Правда, учитывая то, что активный зимний сезон подарит вам в лучшем случае прыжков 30, ради этого шить ещё один комбез… Или всё же стоит на эти же деньги купить билеты в Дубай? Ещё один вариант - горнолыжные комбинезоны. Хорошо адаптируются для прыжков. Только не забывайте выбирать цельный вариант (а не куртка/штаны) и застёгивать все карманы. Не можете позволить себе одеться тепло? Или думаете, что после приземления быстро добежите до тёплого ангара и не успеете замёрзнуть? Подумайте над тем, кому вы это будете рассказывать после приземления в 5км от аэродрома среди леса и сугробов по пояс.
  4. Если вы прыгаете в закрытом шлеме, обязательно научитесь его открывать и быстро снимать. В тех перчатках, в которых планируете прыгать и после 5-10 минут на морозе. Владельцы G3 могут удивиться, что на морозе в перчатках замёрзшими пальцами открыть его в разы сложнее, чем сидя за компом дома, закутавшись в плед с чашкой чая с мёдом. Проговорите с инструктором ваши действия в случае запотевания визора. Скорее всего инструкции будут такие: Если из-за запотевания визора вы “ослепли”, не видите высотомер и не можете в свободном падении открыть шлем, нужно сделать отмашку и открыться. Под куполом скорее всего будет достаточно расстегнуть и приподнять шлем. Но при острой необходимости не жалейте и сбрасывайте его. Жизнь дороже. А я вам новый продам потом. Ещё лучше прежнего будет!
  5. Тоже касается и отработки всех аварийных процедур. На тренажёр отцепки приходите в той одежде, в которой планируете прыгать. В перчатках и шлеме. Помёрзните хотя бы пару минут до тренировки, чтобы прийти в то состояние, в котором вы будете во время прыжка. Возможно, при отработке всплывёт косяк, о котором вы и подумать не могли. Лучше устранить его на земле заранее, чем потом удивляться в небе.
  6. Старайтесь приземляться рядом (в пределах разумного) с какими-то ориентирами. Кусты, деревья, строения и т.п. помогут вам правильно определять высоту и снизят вероятность ошибки на "подушке". В Коломне после снегопада УАЗик нарезает круги по площадке, чтобы нарисовать везде следы - это тоже помогает глазомеру в определении высоты.
  7. Заряжайте аккумуляторы своих электронных приборов перед каждым прыжковым днём. Даже если они ещё “вроде не разрядились”. Купите дешёвый и компактный power-bank. Пусть он будет хлипким и его не будет хватать на полную зарядку аккумулятора. Но, возможно, он позволит вам сделать пару звонков после приземления в ебенях или скинуть свои координаты. Или купите специальный бабушкафон только для прыжков. Вам и летом с ним будет удобнее, чем с телевизором, на котором вы сейчас это читаете.
  8. Если вы боитесь мысли о том, что ваш высотомер может выключиться, замените его на механический. Или хотя бы возьмите высотомер на батарейках, а не на аккумуляторе - батарейки на морозе ведут себя чуть надёжнее. У вас уже высотомер на батарейках? Поздравляю! Теперь купите у меня новые и замените их перед зимой. А ещё купите пищалку - она в тёплом шлеме вряд ли замёрзнет.
  9. До входа в тёплое помещение после прыжка вытряхивайте снег из купола. После укладки в тёпле не держите парашют на морозе длительное время. Или укладывайтесь на улице. Смерзание ткани купола - редкость, но теоретически её никто не отменял.
  10. Посмотрите на карту местности вокруг аэродрома. В том числе там, где летательный аппарат набирает высоту, и где возможно аварийное покидание. Изучите все близлежащие водоёмы. И держитесь от них подальше. Что делать при попадании в ледяную воду, я даже советовать не буду. То же, что и летом, только в 10 раз активнее. И ни в коем случае не спасайте свою технику. Заранее, до прыжков, решите, что вам дороже - жизнь или новый импортный купол за 3000$. В конце концов закажете у меня ещё один. Если вы замёрзнете в ледяной воде, никакой парашют вам уже не понадобится.
  11. Совет, возможно, глупый. Похож на мысли параноика. Но если не западло, носите с собой спички в герметичной упаковке… Случай приземления в лесу и невозможности выбраться из него длительное время - это примерно один на охулиард. Но стоят они 1 рубль. А в случае, когда они вам понадобятся, вы за них будете готовы отдать всё, но уже будет некому.

Я для себя давно сделал вывод. Прыгать надо летом. Зима не так часто бывает, чтобы вместо катания на лыжах/досках, вместо спидфлаинга, вместо моржевания и бани, тратить эти редкие 3 месяца на весьма сомнительные прыжки.

Зима есть для зимних видов активности.
Зима есть для зимних видов активности.

А вообще в зимних прыжках есть какая-то своя романтика, которой не бывает летом. Поэтому лично я всё же рекомендую всем вытащить свою ленивую задницу в морозный солнечный день на аэродром. Хотя бы один раз прыгнуть. Хотя бы десять раз сфоткаться. И потом сто раз выругаться:”Сука, как же холодно!!!”

Понравилось моё сочинение на тему “Как провести зиму”, считаете его полезным и хотите меня поблагодарить? Пожалуйста, поставьте лайк здесь и в соцсетях. Вам не сложно, а мне польза. У вас в друзьях есть парашютисты, кому эта статья может быть полезна? Сделайте репост хотя бы на пару дней, а потом можете удалить. И ваша лента чистая - и друзья будут в курсе. Спасибо, что дочитали до конца!