Я с сожалением должен сказать, что протесты, которые продолжают звучать против этих проверок со стороны некоторых органов общественного мнения, часто так же мало заслуживают уважения как к добросовестности, так и к здравому смыслу нападавших. Они исходят отчасти из ложного представления о том виде невежества, которое, на самом деле, фактически приводит к провалу на экзаменах. Они с ударением цитируют самые запутанные вопросы [8], которые, как можно показать, когда-либо задавались, и создают впечатление, что безупречные ответы на все эти вопросы были сделаны непременным условием успеха. Тем не менее, было повторено до пресыщения, что такие вопросы задаются не потому, что от каждого ожидается, что он должен ответить на них, но для того, чтобы тот, кто способен это сделать, мог иметь средства доказать и воспользоваться этой частью своих знаний. Эта возможность предоставляется не как основание для отказа, а как дополнительное средство достижения успеха. Затем нас спрашивают, рассчитаны ли знания, предполагаемые в этом, том или ином вопросе, на то, чтобы быть полезными кандидату после того, как он достигнет своей цели. Люди сильно расходятся во мнениях относительно того, какие знания полезны. Существуют люди, и покойный государственный секретарь иностранных дел является одним из них, которые считают, что написание английского языка бесполезно для дипломатического атташе или клерка в правительственном учреждении. В одном возражающие, по-видимому, единодушны: общее умственное развитие не полезно в этих занятиях, что бы там ни было еще. Однако, если (как я предполагаю думать) это полезно или если вообще какое-либо образование полезно, оно должно быть проверено с помощью тестов, которые, скорее всего, покажут, обладает ли кандидат им или нет. Чтобы убедиться, был ли он хорошо образован, его необходимо допросить о вещах, которые он, вероятно, будет знать, если он был хорошо образован, даже если они не имеют прямого отношения к работе, на которую он должен быть назначен. Не скажут ли нам те, кто возражает против того, чтобы его допрашивали по классике и математике, в чем они хотели бы его допросить? Однако, по-видимому, есть равные возражения против изучения его в них и против изучения его в чем-либо, кроме эти. Если члены Комиссии, стремящиеся открыть дверь для тех, кто не прошел через рутину начальной школы, или кто компенсирует малость своих знаний о том, чему там учат, большим знанием чего—то другого, позволяют получать оценки за знание любого другого предмета реальной полезности, их тоже упрекают в этом. Ничто не удовлетворит возражающих, кроме свободного признания полного невежества.
Нам торжествующе говорят, что ни Клайв, ни Веллингтон не смогли бы пройти испытание, предписанное для претендента на инженерное звание; как будто, поскольку Клайв и Веллингтон не сделали того, что от них не требовалось, они не смогли бы этого сделать, если бы это требовалось. Если оно предназначено только для того, чтобы сообщить нам, что можно быть великим полководцем без этих вещей, то оно лишено многих других вещей, которые очень полезны для великих полководцев. Александр Македонский никогда не слышал о правилах Вобана, и Юлий Цезарь не мог говорить по-французски. Далее нам сообщают, что книжные черви-термин, который, по-видимому, применим к любому, кто обладает хоть малейшей настойкой книжных знаний, - могут быть не очень хороши в физических упражнениях или иметь привычки джентльменов. Это очень распространенная реплика среди тупиц с положением; но, что бы эти тупицы ни думали, у них нет монополии ни на джентльменские привычки, ни на физическую активность. Везде, где это необходимо, пусть они будут изучены и отдельно предусмотрены, не исключая умственных способностей, но в дополнение. Между тем, я достоверно информирован о том, что в Военной академии в Вулвиче курсанты-конкурсанты в этом отношении так же превосходят тех, кто принят по старой системе выдвижения, как и во всех других; что они даже быстрее усваивают свою муштру, как и следовало ожидать, ибо умный человек все узнает раньше, чем глупый; и что в целом поведение они так выгодно отличаются от своих предшественников, что власти учреждений с нетерпением ждут того дня, когда настанет день, когда последние остатки старой закваски исчезнут с места. Если это так, и это легко установить, действительно ли это так, будем надеяться, вскоре мы услышали в последний раз, что незнание лучше, чем знание квалификации для военных, и, à подавно, на любой другой профессии, или что-либо одно хорошее качество, правда немного по-видимому, связано с гуманитарное образование, есть у всех, вероятно, будет повышен путем идти без него.
Хотя решение о первом приеме на государственную службу принимается на конкурсной основе, в большинстве случаев было бы невозможно, чтобы решение о последующем продвижении по службе принималось таким образом; и представляется целесообразным, чтобы это происходило, как это обычно происходит в настоящее время, по смешанной системе выслуги лет и отбора. Те, чьи обязанности носят рутинный характер, должны подняться по старшинству до наивысшей точки, до которой их могут выполнять обязанности только такого рода, в то время как те, кому доверяются функции, вызывающие особое доверие и требующие особых способностей, должны быть отобраны из органа по усмотрению начальника управления. И этот выбор, как правило, будет сделан им честно, если первоначальные назначения будут проводиться на основе открытого конкурса, поскольку в соответствии с этой системой его учреждение, как правило, будет состоять из лиц, с которыми, если бы не официальная связь, он был бы незнакомцем. Если среди них и найдется кто-нибудь, в ком он или его политические друзья и сторонники проявляют интерес, то это будет происходить лишь изредка и только тогда, когда к этому преимуществу связи добавится, насколько это может проверить начальный экзамен, по крайней мере, равенство реальных достоинств; и, за исключением тех случаев, когда есть очень сильный мотив для назначения на эти должности, всегда есть сильный мотив назначить наиболее подходящего человека, который оказывает своему начальнику наиболее полезную помощь, избавляет его от большинства проблем и больше всего помогает создать ту репутацию хорошего управления государственными делами, которая обязательно и должным образом делает честь министру, какими бы качествами, которым он непосредственно обязан, ни обладали его подчиненные.
Глава XV—О Местных Представительных Органах.
Это лишь небольшая часть государственных дел страны, которые могут быть хорошо выполнены или безопасно предприняты центральными властями; и даже в нашем собственном правительстве, наименее централизованном в Европе, законодательная часть, по крайней мере, руководящего органа, слишком много занимается местными делами, используя высшую государственную власть для развязывания небольших узлов, которые должны быть другими и лучшими средствами развязывания. Огромное количество частных дел, которые отнимают время парламента и мысли его отдельных членов, отвлекая их от надлежащих занятий великого совета нации, воспринимается всеми мыслителями и наблюдателями как серьезное зло и, что еще хуже, усиливающееся.
Было бы неуместно в рамках ограниченного замысла этого трактата обсуждать в целом великий вопрос, никоим образом не присущий представительному правительству, о надлежащих пределах правительственных действий. Я уже говорил в другом месте [9] что мне казалось наиболее важным, так это соблюдение принципов, в соответствии с которыми должны определяться масштабы этого действия. Но после вычитания из функций, выполняемых большинством европейских правительств, тех, которые вообще не должны выполняться государственными органами, все еще остается столь большая и разнообразная совокупность обязанностей, что, хотя бы на основе принципа разделения труда, необходимо разделить их между центральными и местными органами власти. Не только отдельные исполнительные должностные лица требуются для выполнения чисто местных обязанностей (такое разделение существует при всех правительствах), но и народный контроль над этими должностными лицами может быть выгодно осуществлен только через отдельный орган. Их первоначальное назначение, функция наблюдения и проверки за ними, обязанность предоставлять или по своему усмотрению отказывать в поставках, необходимых для их деятельности, должны возлагаться не на национальный парламент или национальную исполнительную власть, а на население местности. То, что люди должны осуществлять эти функции непосредственно и лично, очевидно, недопустимо. Управление собравшимися людьми является пережитком варварства, противоположным всему духу современной жизни; тем не менее, ход английских институтов так сильно зависел от случайности, что этот примитивный способ местного самоуправления оставался общим правилом в приходских делах вплоть до нынешнего поколения; и, поскольку он никогда не был юридически отменен, вероятно, сохраняется неизменным во многих сельских приходах даже сейчас. Остается план представительных подпарламентов по местным делам, и отныне они должны рассматриваться как один из основополагающих институтов свободного правительства. Они существуют в Англии, но очень неполно, с большой нерегулярностью и отсутствием системы; в некоторых других странах, гораздо менее управляемых населением, их конституция гораздо более рациональна. В Англии всегда было больше свободы, но хуже организация, в то время как в других странах организация лучше, но свободы меньше. Поэтому необходимо, чтобы в дополнение к национальному представительству существовали муниципальные и временные представительства; и два вопроса, которые еще предстоит решить, заключаются в том, как должны быть созданы местные представительные органы и каковы должны быть масштабы их функций.
При рассмотрении этих вопросов два момента требуют одинаковой степени нашего внимания: как лучше всего организовать сам местный бизнес и как сделать его транзакцию наиболее полезной для поддержания общественного духа и развития интеллекта. В более ранней части этого исследования я остановился на сильных выражениях—вряд ли какой—либо язык достаточно силен, чтобы выразить силу моего убеждения-о важности той части функционирования бесплатных учреждений, которую можно назвать общественным образованием граждан. В настоящее время главным инструментом этой операции являются местные административные учреждения. За исключением той роли, которую они могут играть в качестве присяжных заседателей при отправлении правосудия, масса населения имеет очень мало возможностей лично участвовать в ведении общих дел общины. Чтение газет и, возможно, переписка с ними, публичные собрания и разного рода просьбы, адресованные политическим властям, - это степень участия частных граждан в общей политике в период между одними парламентскими выборами и другими. Хотя невозможно преувеличить важность этих различных свобод, как в качестве залога свободы, так и в качестве средства общего развития, практика, которую они дают, заключается скорее в мышлении, чем в действии, и в мышлении без ответственности за действие, что для большинства людей сводится к немногим большему, чем пассивное восприятие мыслей кого-то другого. Но в случае местных органов власти, помимо функции избрания, многие граждане, в свою очередь, имеют шанс быть избранными, и многие, либо путем отбора, либо путем ротации, заполняют тот или иной из многочисленных местных исполнительных органов. На этих должностях они должны действовать в общественных интересах, а также думать и говорить, а мышление не может все осуществляться по доверенности. Можно добавить, что эти местные функции, к которым в целом не стремятся высшие чины, снижают важное политическое образование, которое они являются средством передачи гораздо более низкому классу в обществе. Таким образом, умственная дисциплина является более важной чертой в местных заботах, чем в общих государственных делах, хотя нет таких жизненно важных интересов, зависящих от качества управления, первому соображению может быть придан больший вес, и последнее допускает гораздо более частое откладывание на него, чем в вопросах общего законодательства и ведения имперских дел.