Объединенные Нидерланды представляют собой конфедерацию республик или, скорее, аристократий весьма примечательной структуры, тем не менее подтверждающую все уроки, извлеченные из тех, которые мы уже рассмотрели.
Союз состоит из семи равноправных и суверенных государств, и каждый штат или провинция представляет собой состав равных и независимых городов. Во всех важных случаях не только провинции, но и города должны быть единодушны.
Суверенитет Союза представлен Генеральными штатами, состоящими обычно примерно из пятидесяти депутатов, назначаемых провинциями. Они занимают свои места, некоторые пожизненно, некоторые в течение шести, трех и одного года; из двух провинций они продолжают назначаться во время удовольствия.
Генеральные штаты имеют полномочия заключать договоры и союзы; вести войну и мир; собирать армии и оснащать флоты; устанавливать квоты и требовать взносов. Однако во всех этих случаях требуется единодушие и санкция их избирателей. Они имеют полномочия назначать и принимать послов; выполнять уже заключенные договоры и союзы; обеспечивать сбор пошлин на импорт и экспорт; регулировать монетный двор с сохранением провинциальных прав; управлять как суверены зависимыми территориями. Провинции ограничены, если только с общего согласия, от заключения иностранных договоров; от установления налогов, наносящих ущерб другим, или от взимания со своих соседей более высоких обязанностей, чем у их собственных подданных. Государственный совет, счетная палата с пятью адмиралтейскими колледжами помогают и укрепляют федеральную администрацию.
Исполнительным судьей союза является штатгальтер, который теперь является наследственным принцем. Его основной вес и влияние в республике проистекают из этого независимого титула; из его больших родовых поместий; из его семейных связей с некоторыми из главных властителей Европы; и, возможно, более всего, из того, что он является штатгальтером в нескольких провинциях, а также для союза; в каком провинциальном качестве он назначает городских магистратов в соответствии с определенными правилами, исполняет провинциальные указы, председательствует, когда ему заблагорассудится, в провинциальных судах и обладает всей полнотой власти по помилованию.
Как штатгальтер союза, он, однако, обладает значительными прерогативами.
В своем политическом качестве он обладает полномочиями разрешать споры между провинциями, когда другие методы не помогают; помогать в обсуждениях Генеральных штатов и на их конкретных конференциях; давать аудиенции иностранным послам и держать агентов по его конкретным делам при иностранных судах.
В своем военном качестве он командует федеральными войсками, обеспечивает гарнизоны и в целом регулирует военные дела; распоряжается всеми назначениями, от полковников до прапорщиков, а также правительствами и должностями укрепленных городов.
В своем морском качестве он является генерал-адмиралом и руководит и руководит всем, что касается военно-морских сил и других военно-морских дел; председательствует в адмиралтействах лично или по доверенности; назначает адмиралов-лейтенантов и других офицеров; и учреждает военные советы, приговоры которых не исполняются, пока он их не одобрит.
Его доход, не считая личных доходов, составляет триста тысяч флоринов. Постоянная армия, которой он командует, состоит примерно из сорока тысяч человек.
Такова природа знаменитой бельгийской конфедерации, очерченной на пергаменте. Каковы символы, которые запечатлела на нем практика? Слабоумие в правительстве; разногласия между провинциями; иностранное влияние и унижения; ненадежное существование в мирное время и особые бедствия, вызванные войной.
Гроций давно заметил, что ничто, кроме ненависти его соотечественников к австрийскому дому, не удерживало их от гибели из-за пороков их конституции.
Союз Утрехта, говорит другой уважаемый писатель, пользуется авторитетом в Генеральных штатах, по-видимому, достаточным для обеспечения гармонии, но ревность в каждой провинции делает практику очень отличной от теории.
Тот же самый документ, говорит другой, обязывает каждую провинцию взимать определенные взносы; но эта статья никогда не могла и, вероятно, никогда не будет выполнена, потому что внутренние провинции, которые имеют мало торговли, не могут платить равную квоту.
В вопросах вклада принято отказываться от статей конституции. Опасность промедления обязывает согласившиеся провинции предоставить свои квоты, не дожидаясь остальных, а затем получить возмещение от других путем частых депутаций или иным способом, насколько это возможно. Огромное богатство и влияние провинции Голландия позволяют ей осуществлять обе эти цели.
Не раз случалось, что недостатки должны были быть в конечном счете собраны на острие штыка; вещь осуществимая, хотя и ужасная, в конфедерации, где один из членов превосходит по силе всех остальных, и где несколько из них слишком малы, чтобы обдумывать сопротивление; но совершенно невыполнимая в одном, состоящем из членов, несколько из которых равны друг другу по силе и ресурсам и равны по отдельности для энергичной и настойчивой защиты.
Министры иностранных дел, говорит сэр Уильям Темпл, который сам был министром иностранных дел, уклоняются от вопросов, вынесенных на референдум, вмешиваясь в дела провинций и городов. В 1726 году Ганноверский договор был отложен этими средствами на целый год. Примеры подобного рода многочисленны и печально известны.
В критических чрезвычайных ситуациях Генеральные штаты часто вынуждены выходить за свои конституционные рамки. В 1688 году они заключили договор сами с риском для своей головы. Вестфальский договор 1648 года, по которому их независимость была ранее и окончательно признана, был заключен без согласия Зеландии. Даже совсем недавно, во время последнего мирного договора с Великобританией, конституционный принцип единогласия был нарушен. Слабая конституция обязательно должна закончиться роспуском из-за отсутствия надлежащих полномочий или узурпации полномочий, необходимых для общественной безопасности. Остановится ли узурпация, когда она однажды начнется, на спасительной точке или перейдет в опасную крайность, должно зависеть от обстоятельств момента. Тирания, возможно, чаще вырастала из предположений о власти, к которой в силу неотложных обстоятельств призывала несовершенная конституция, чем из полного осуществления крупнейших конституционных полномочий.
Несмотря на бедствия, вызванные штадтхолдерством, предполагалось, что без его влияния в отдельных провинциях причины анархии, проявившиеся в конфедерации, давно бы ее ликвидировали. “При таком правительстве, - говорит аббат Мабли, - Союз никогда не смог бы существовать, если бы провинции не имели внутри себя пружины, способной ускорить их опоздание и заставить их мыслить одинаково. Эта весна-стадхолдер”. Сэр Уильям Темпл отмечает, что “в перерывах между стадхолдерством Голландия своим богатством и авторитетом, которые привлекали других в своего рода зависимость, обеспечивала это место”.
Это не единственные обстоятельства, которые контролировали тенденцию к анархии и распаду. Окружающие державы в определенной степени навязывают абсолютную необходимость объединения, в то же время они своими интригами подпитывают конституционные пороки, которые в какой-то степени всегда держат республику в их власти.
Истинные патриоты уже давно оплакивают пагубную тенденцию этих пороков и провели не менее четырех регулярных экспериментов на ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СОБРАНИЯХ, созванных с особой целью, чтобы применить лекарство. Как часто их похвальное рвение не позволяло ОБЪЕДИНИТЬ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ в реформировании известных, признанных, фатальных пороков существующей конституции. Давайте на мгновение остановимся, мои сограждане, на этом печальном и поучительном уроке истории; и со слезой, которая падает из-за бедствий, навлекаемых на человечество их враждебными мнениями и эгоистичными страстями, пусть наша благодарность смешается с возгласом к Небесам за благоприятное согласие, которое отличило консультации для нашего политического счастья.
Был также разработан проект установления общего налога, который будет администрироваться федеральным органом власти. Это также имело своих противников и потерпело неудачу.
Этот несчастный народ, похоже, сейчас страдает от народных потрясений, от разногласий между государствами и от фактического вторжения иностранного оружия, кризиса их судьбы. Все народы устремили свои взоры на это ужасное зрелище. Первое желание, побуждаемое человечеством, состоит в том, чтобы это суровое испытание могло вылиться в такую революцию их правительства, которая установит их союз и сделает его родителем спокойствия, свободы и счастья: следующее, чтобы убежище, в котором, как мы надеемся, в этой стране будет быстро обеспечено пользование этими благословениями, могло принять и утешить их в их собственной катастрофе.
Я не приношу извинений за то, что так долго размышлял над этими федеральными прецедентами. Опыт-это оракул истины; и там, где его ответы однозначны, они должны быть убедительными и священными. Важная истина, которую он недвусмысленно провозглашает в данном случае, заключается в том, что суверенитет над суверенитетами, правительство над правительствами, законодательство для сообществ, в отличие от отдельных лиц, как в теории является солецизмом, так и на практике подрывает порядок и цели гражданского общества, заменяя НАСИЛИЕ ЗАКОНОМ или разрушительное ПРИНУЖДЕНИЕ МЕЧОМ вместо мягкого и благотворного ПРИНУЖДЕНИЯ МАГИСТРАТУРЫ.