Найти тему
Культурный Петербург

ОН СОЧИНЯЛ ЖИЗНЬ. ДЛЯ КИНО

От нас ушел один из лучших сценаристов отечественного кино Юрий Клепиков.

Когда начинаешь вспоминать имена режиссеров, чьи фильмы состоялись благодаря его сценариям, то просто-напросто оторопь овладевает твоей душой. Только и остается, что воскликнуть: «Боже мой! И это все ОН сочинил». Правда, глагол этот не совсем точен. Юрий Николаевич вряд ли обладал буйной фантазией нынешних авторов экранных историй про всяческих ведьмаков-упырей и дозоров-позоров. Его сценарии наполняла сама жизнь, которую он наблюдал и как истинный журналист по первой своей профессии фиксировал и – если угодно – превращал в истории, понятные всем и каждому. И, прежде всего, братьям-кинематографистам, жаждущим крутых новелл для самовыражения.

Любопытно, что два первых сценария Клепикова, реализованные совершенно разными режиссерами в Москве и Ленинграде, несли в своих названиях слово «замуж» - то была та самая Ася Клячина и мама из картины Виталия Мельникова. А были еще пронзительные сюжеты о любви и счастье, драме подростков на войне и стойкости партизана Сотникова в немецких застенках. Вы уже можете сами угадать про какие ленты я веду речь.

В его историях были, прежде всего, люди со своими слабостями и страстями, желаниями и страданиями, но никогда сценарист Клепиков не доходил до дна в рассказе о том, сколь несовершенен человек. Он являл нам наших соседей по подъезду, коллег по работе, интеллигентов разных времен и бравых борцов за советскую власть в Забакайлье. Они были интересны, потому что были не ходячими иллюстрациями конкретных идей (пусть даже самых благородных и возвышенных), но живыми и потому яркими. Они через силу обстоятельств пробивались туда, где нужна была их помощь, где надо было подставить плечо, или протянуть руку помощи.

Такие герои были именно героями, и даже не последними, и не первыми, а просто людьми из нашей жизни. А она не всегда была для них размеренной и ясной.

Вот почему с ростом своей популярности сценарист Юрий Клепиков вышел на тему мучительного становления советского подростка, сочинив для Динары Асановой сюжет фильма «Пацаны», пронзительного укора всем папам и мамам от имени обиженных взрослыми и жизнью ребят из трудового лагеря. Фильм, как сказали бы пацаны сегодня, «пробил» многих, потому что был не придуман в тиши кабинета с пишушей машинкой, а увиден в той действительности, которая окружала многих, но лишь некоторые могли ее заметить. Начальство, как могло, выразило свою признательность присуждением Государственной премией СССР, но дело вовсе не в ней, а в том авторитете рассказчика историй из жизни, который всегда был у Юрия Клепикова.

Уникальность его таланта явилась всем более полувека назад, когда Глеб Панфилов доверил начинающему сценаристу сыграть…его самого в ленте «Начало». Этого режиссера в кепке, с иронией смотрящего вокруг и, прежде всего, на Пашу Строганову, раз увидев, не забудешь. И однажды Глеб Анатольевич признался, что доверил ключевую роль в столь важной для себя картине именно Юрию Николаевичу, потому что считал себя похожим на него и отношением к жизни, и к искусству. А уж внешнее сходство было делом абсолютно вторичным.

Награды, премии и звания, как водится, только официально утвердии за Клепиковым статус сценарного гуру и властителя режиссерских дум и планов. Режиссеров в нашем киноотечестве предостаточно, а вот сценаристов…Раз, два и обчелся. Несколько дней назад их стало на одного гения меньше. А потому не поленитесь и посмотрите на список тех фильмов, которые сняты по сценариям Юрия Клепикова. Он всегда знал, как завершить любую историю для кино. Но не знал только одного: как завершится история его жизни. Сегодня мы знаем точно: она так и не закончена, потому что мы вновь и вновь можем смотреть и пересматривать фильмы, в которых значится имя Юрия Клепикова.

Сергей Ильченко

Фильмы, по сценариям Юрия Клепикова, которые надо посмотреть ОБЯЗАТЕЛЬНО:

«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966, режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский)

«Седьмой спутник» (совместно с Эдгаром Дубровским) (1967, режиссёры Григорий Аронов, Алексей Герман)

«Мама вышла замуж» (1969, режиссёр Виталий Мельников)

«О любви» (1970, режиссёр Михаил Богин)

«Даурия» (1971, режиссёр Виктор Трегубович)

«Не болит голова у дятла» (1974, режиссёр Динара Асанова)

«Восхождение» (1976, режиссёр Лариса Шепитько)

«Летняя поездка к морю» (1978, режиссёр Семён Аранович)

«Пацаны» (1983, режиссёр Динара Асанова)

«Соблазн» (1987, режиссёр Вячеслав Сорокин)

#клепиков #юрий клепиков #режиссер