От нас ушел один из лучших сценаристов отечественного кино Юрий Клепиков.
Когда начинаешь вспоминать имена режиссеров, чьи фильмы состоялись благодаря его сценариям, то просто-напросто оторопь овладевает твоей душой. Только и остается, что воскликнуть: «Боже мой! И это все ОН сочинил». Правда, глагол этот не совсем точен. Юрий Николаевич вряд ли обладал буйной фантазией нынешних авторов экранных историй про всяческих ведьмаков-упырей и дозоров-позоров. Его сценарии наполняла сама жизнь, которую он наблюдал и как истинный журналист по первой своей профессии фиксировал и – если угодно – превращал в истории, понятные всем и каждому. И, прежде всего, братьям-кинематографистам, жаждущим крутых новелл для самовыражения.
Любопытно, что два первых сценария Клепикова, реализованные совершенно разными режиссерами в Москве и Ленинграде, несли в своих названиях слово «замуж» - то была та самая Ася Клячина и мама из картины Виталия Мельникова. А были еще пронзительные сюжеты о любви и счастье, драме подростков на войне и стойкости партизана Сотникова в немецких застенках. Вы уже можете сами угадать про какие ленты я веду речь.
В его историях были, прежде всего, люди со своими слабостями и страстями, желаниями и страданиями, но никогда сценарист Клепиков не доходил до дна в рассказе о том, сколь несовершенен человек. Он являл нам наших соседей по подъезду, коллег по работе, интеллигентов разных времен и бравых борцов за советскую власть в Забакайлье. Они были интересны, потому что были не ходячими иллюстрациями конкретных идей (пусть даже самых благородных и возвышенных), но живыми и потому яркими. Они через силу обстоятельств пробивались туда, где нужна была их помощь, где надо было подставить плечо, или протянуть руку помощи.
Такие герои были именно героями, и даже не последними, и не первыми, а просто людьми из нашей жизни. А она не всегда была для них размеренной и ясной.
Вот почему с ростом своей популярности сценарист Юрий Клепиков вышел на тему мучительного становления советского подростка, сочинив для Динары Асановой сюжет фильма «Пацаны», пронзительного укора всем папам и мамам от имени обиженных взрослыми и жизнью ребят из трудового лагеря. Фильм, как сказали бы пацаны сегодня, «пробил» многих, потому что был не придуман в тиши кабинета с пишушей машинкой, а увиден в той действительности, которая окружала многих, но лишь некоторые могли ее заметить. Начальство, как могло, выразило свою признательность присуждением Государственной премией СССР, но дело вовсе не в ней, а в том авторитете рассказчика историй из жизни, который всегда был у Юрия Клепикова.
Уникальность его таланта явилась всем более полувека назад, когда Глеб Панфилов доверил начинающему сценаристу сыграть…его самого в ленте «Начало». Этого режиссера в кепке, с иронией смотрящего вокруг и, прежде всего, на Пашу Строганову, раз увидев, не забудешь. И однажды Глеб Анатольевич признался, что доверил ключевую роль в столь важной для себя картине именно Юрию Николаевичу, потому что считал себя похожим на него и отношением к жизни, и к искусству. А уж внешнее сходство было делом абсолютно вторичным.
Награды, премии и звания, как водится, только официально утвердии за Клепиковым статус сценарного гуру и властителя режиссерских дум и планов. Режиссеров в нашем киноотечестве предостаточно, а вот сценаристов…Раз, два и обчелся. Несколько дней назад их стало на одного гения меньше. А потому не поленитесь и посмотрите на список тех фильмов, которые сняты по сценариям Юрия Клепикова. Он всегда знал, как завершить любую историю для кино. Но не знал только одного: как завершится история его жизни. Сегодня мы знаем точно: она так и не закончена, потому что мы вновь и вновь можем смотреть и пересматривать фильмы, в которых значится имя Юрия Клепикова.
Сергей Ильченко
Фильмы, по сценариям Юрия Клепикова, которые надо посмотреть ОБЯЗАТЕЛЬНО:
«История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» (1966, режиссёр Андрей Михалков-Кончаловский)
«Седьмой спутник» (совместно с Эдгаром Дубровским) (1967, режиссёры Григорий Аронов, Алексей Герман)
«Мама вышла замуж» (1969, режиссёр Виталий Мельников)
«О любви» (1970, режиссёр Михаил Богин)
«Даурия» (1971, режиссёр Виктор Трегубович)
«Не болит голова у дятла» (1974, режиссёр Динара Асанова)
«Восхождение» (1976, режиссёр Лариса Шепитько)
«Летняя поездка к морю» (1978, режиссёр Семён Аранович)
«Пацаны» (1983, режиссёр Динара Асанова)
«Соблазн» (1987, режиссёр Вячеслав Сорокин)
#клепиков #юрий клепиков #режиссер