В 1969 г. вышел английский фильм «Битва за Британию», а через год американский фильм «Паттон» и в обоих фильмах были показаны настоящие летающие немецкие самолеты - «Хейнкели» Не-111, «Юнкерсы» Ju-52 и «Мессершмитты» Bf.109. Причем, если в «Паттоне» промелькнула только тройка Не-111, то в «Битве за Британию» их было показано минимум 12 штук, еще до десятка Bf.109, несколько Ju-52. Откуда взяли столько исторической техники, ведь известно, что взять в качестве трофея самолет, который еще и летает, крайне сложно. Оказывается, что это не настоящие летающие «Хейнкели», «Юнкерсы» и «Мессершмитты», а испанская послевоенная авиатехника, являющаяся практически точной копией немецких образцов.
Начать надо с того, что испанцы познакомились с немецкими самолетами «Хейнкелями» Не-111 (испанцам отдали около 50 самолетов), «Юнкерсами» Ju-52 (испанцы получили 22 самолета) и «Мессершмиттами» Bf.109 (испытывался немцами) во время гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. и на конец войны это были самые совершенные самолеты (кроме, естественно, Ju-52). Поэтому испанцы захотели начать их лицензированное производство у себя в стране.
Испанская авиационная фирма (существовала в период 1923-2009 гг.) Construcciones Aeronauticas SA (CASA) заключила в 1940 г. соглашение с фирмой «Хейнкель» о лицензированном производстве бомбардировщика Не-111. На то время испанские ВВС уже получили от Германии бомбардировщики Не-111В, Не-111D и Не-111Е, причем последние после окончания гражданской войны. Соглашение предусматривало сборку в Севилье 200 единиц более современных бомбардировщиков Не-111Н-16, при этом испанцы делали планер, а двигатели и другое сложное оборудование поставлялось из Германии. Испанский бомбардировщик стал называться CASA2.111. Однако из-за вдруг затянувшейся войны немцы не стали поставлять оборудование, ведь им самим понадобились моторы, поэтому первый CASA 2.111 взлетел только … 23 мая 1945 г. (!) Надо сказать, что взлетел он уже живым трупом, т. е. морально устаревшим. Мало того, что после войны пора было уже подумывать о реактивной авиации, так и самолеты Не-111 среди поршневых бомбардировщиков к 1945 г. были уже архаичными.
Испанцы смогли построить 130 бомбардировщиков с немецкими двигателями Jumo 211 в трех вариантах: средний бомбардировщик CASA 2.111А; бомбардировщик-разведчик 2.111С; учебно-тренировочный самолет 2.111F.
Однако вскоре немецкие двигатели, которые не производились, кончились и тогда испанцы договорились с англичанами о закупке двигателей «Роллс-Ройс Мерлин 500», которые до этого устанавливались на британский бомбардировщик «Ланкастер». Видимо, у англичан оставались излишки, которые необходимо было выгодно сбыть. Новые модификации назывались: 2.111В - бомбардировщик, 2.111D- бомбардировщик-разведчик и 2.111Т8 - девятиместный транспортный самолет, причем некоторые самолеты строились заново, а часть была переоборудована путем снятия немецких моторов. Всего с немецкими Jumo 211 и английскими «Роллс-Ройс Мерлин 500» двигателями в период 1945-1956 гг. было построено 236 бомбардировщиков. Испанские бомбардировщики 2.111 состояли на вооружении до конца 1960-х г., а транспортный вариант до 1973 г., но большинство самолетов списали в 1960-х годах.
Лицензию на производство транспортных самолетов Ju-52 немцы продали испанцам в 1944 г. Производство копий под названием CASA 352 началось в Мадриде в 1945 г. Забавно, что первые 106 самолетов оснащались советскими трофейными двигателями М-25А (!) от самолетов И-15 и И-16 (еще с гражданской войны). Следующая модификация CASA 352L (было построено 64 самолета), оснащалась двигателями ENMASA-Beta (копия американского «Райт» R-1820 «Циклон»), которые производились в Барселоне. Итого было построено 170 самолетов CASA 352 в трех версиях - десантно-транспортных, пассажирских и учебно-тренировочных. Несколько самолетов позже переоборудовали в бомбардировщики. С вооружения самолеты CASA 352/ CASA 352L сняли с 1965 г. по 1978 г.
История испанских самолетов «Мессершмитт» Bf.109 аналогична - в 1942 г. испанское правительство заключило с фирмой «Мессершмитт АГ» соглашение о лицензированном производстве истребителей Bf 109G-2, при этом двигатели «Даймлер-Бенц» DB 605A, винты, вооружение и др. должны были поступать из Германии. Однако немцы не смогли выполнить соглашение о поставках, т. к. самим стало не хватать. Тогда испанцы сделали проект замены двигателей на французские HS89-12Z, выпускающиеся в Испании - модификация самолета стала называться «Мессершмитт-109J». После других нововведений, включая применение другого винта, самолет стал называться Hispano Aviacion НА-1109 и первый полет был совершен только 2 марта 1945 г. в Севилье. Было сделано еще 24 самолета, но они не были введены в эксплуатацию из-за проблем с двигателем.
В мае 1951 г. поднялась в воздух разработана модификация НА-1112-K1L с новым двигателем HS 17-12Z, итальянскими пулеметами «Бреда» и английским винтом «Хевиллэнд». Из запланированных 200 штук было изготовлено всего 65 экземпляров (из них переделано из НА-1109-K1L). Последняя версия НА-1112-М1L Buchon (голубь-самец) поднялась в воздух в 1954 г. (!) и была оснащена английским двигателем «Роллс-Ройс Мерлин 500-45» и английским же винтом. Изготовлено 172 экземпляра. Самолеты НА-1112 оставались на вооружении до 27 декабря 1965 г.
Зачем же испанцам такие самолеты - устаревшие и в таком малом количестве? Оказалось, что их можно неплохо применять в испанских колониях против повстанцев, которые были плохо вооружены. В 1957-1958 гг. бомбардировщики CASA 2.111 (копии Не-111) и транспортные CASA 352 (копии Ju-52) применялись в «последней колониальной войне», которая вела Испания против марокканских повстанцев (т. н. Ифнийская война). Суть войны такова - после отмены протектората в 1956 г. над севером Марокко испанцы сохранили под своим контролем только анклав Афни с городом Сиди-Ифни и территорию «испанской Сахары», а марокканцы считали эту территорию своей, поэтому попытались ее отнять. Ход боевых действий состоял в нападении отрядов марокканцев на населенные пункты и осады г. Сиди-Ифни.
Испанские войска насчитывали подразделения стрелков и кавалеристов, набранных из местного населения под командованием испанских офицеров, легионеров и парашютистов (структура очень схожая с французскими колониальными войсками). Парашютистов как раз и перебрасывали на транспортной авиации. Так как зенитного оружия у повстанцев не было, то против них использовались и копии Не-111 для бомбометания. Хроника применения этой антипартизанской авиации примерно такова: 8 мая 1957 г. при попытке десантирования патруля 9-й роты в Тилиуин разбился один транспортный CASA 352, погибло 14 человек. 29 ноября произошло первое в истории испанской армии боевое десантирование рядом с позициями повстанцев (около сотни человек), которые осаждали испанский пост в Тилиуина (около 60 человек). Сначала 5 CASA 2.111 сбросили канистры с бензином (т. к. бомб не было!), после чего пять CASA352 высадили 75 парашютистов, шестой самолет сбросил минометы и боеприпасы. Трое испанцев получили легкие травмы. 4 декабря с помощью транспортных CASA 352 из Тилиуина эвакуировали население, раненных и ценные грузы. Второе боевое десантирование произошло в 30 км от Сиди-Ифни 19 февраля 1958 г., когда 13 транспортных CASA 352 сбросили 156 десантников, при этом на 14-м самолете летели журналисты. Хотя несколько парашютистов получили травмы, упав на кактусы (!), такая эффектная высадка решали успех операции - марокканские повстанцы разбежались. Основная же функция авиации состояла в переброске грузов и солдат посадочным способом. Потери в этой войне составили у испанцев 198 убитыми, 574 ранеными и 80 пропавшими без вести, а у марокканцев оцениваются примерно в 500 человек убитыми.
Несомненно, что для войны против врага, вооруженного только винтовками, пулеметами и минометами, устаревшие копии самолетов Bf.109, Ju-52, Не-111 времен Второй Мировой войны были из-за своей нищеты приемлемым решением.
Зато такая «колониальная авиация» стала желанной для музейщиков и киношников всех стран мира, которые хотели показать технику фашистской Германии - ведь оригинальных немецких самолетов почти не осталось, тем более летающих. А тут такой сюрприз - в 1960-х г. испанцы стали массово списывать еще летающие образцы, которые тут же расползлись по музеям и киноплощадкам. Например, американский фильм «Паттон», где снималась тройка CASA 2.111 (Не-111), вообще снимался в Испании, в которой оставалось много другого немецкого оружия, поддерживающегося в хорошем состоянии. Дело в том, что до начала 1950-х западные страны с режимом Франко не хотели «дружить», т. к. в портах Испании прятались немецкие подводные лодки. Поэтому даже в Ифнийской войне у испанцев были немецкие винтовки Маузера, пулеметы и минометы. В крайний раз испанский НА-1112 Buchon «засветился» в фильме «Дюнкерк» (2017 г.) в качестве немецкого «Мессера» Bf.109.
В музеях и коллекциях испанские самолеты также массово маскируют в цвета самолетов фашистской Германии, часть самолетов летающая. В Швейцарии один самолет CASA-352 был даже переоборудован оригинальными двигателями BMW-132 для участия в авиашоу, а в Англии на CASA-352L так же поставили оригинальные BMW-132, но перекрасили в цвет британской авиакомпании, как Ju-52, который был куплен англичанами в 1938 г., а в канадском музее CASA-352 был переделан в модификацию однодвигательного Ju-52 (!).
#кино
#вторая мировая война
#Юнкерс
#хейнкель
#мессершмитт
#авиация
#дюнкерк