Друзья, недавно я публиковал пост о различной спецтехнике, что выпускалась в Советском Союзе на шасси трехосных карбюраторных грузовиков ЗИЛ-133Г1 и ЗИЛ-133Г2 (с ней можно ознакомиться ЗДЕСЬ). Тот материал заканчивался упоминанием о киномобилях вагонной компоновки, которые на таких шасси строили в Чернигове. Так вот, именно об этих автомобилях я и расскажу сегодня подробнее.
Так вышло, что центром по разработке и изготовлению специальной автомобильной техники для нужд киноиндустрии в Советском Союзе стала Украинская ССР. За разработку проектов и выпуск технической документации в основном отвечали сотрудники Проектно-конструкторского бюро объединения «Укркинотехника», что располагалось во Львове. А воплощением этих проектов в металле и последующим освоением серийного производства занимались три других предприятия. Все они имели одинаковое название «Кинотехпром», но располагались в разных городах: Львове, Полтаве и Чернигове. И естественно, все три тоже входили в состав производственного объединения «Укркинотехника». Они выпускали довольно широкую номенклатуру продукции, но из числа «околоавтомобильных» изделий, получивших широчайшее распространение по территории всего СССР, можно упомянуть автобусы АСЧ.03 и ЛЭК-452. Вот их фотографии:
Что же касается автобусоподобных машин на шасси трехосных грузовиков ЗИЛ, то они стали флагманами в линейке продукции «Укркинотехники». Сперва, еще в середине 1970-х, были разработаны и построены два автомобиля СКИФ (что расшифровывалось как спецавтобус для киносъемки игровых фильмов), известных также как аппаратурно-технологические комплексы «Изофон-2». Они базировались на полноприводных шасси ЗИЛ-131 с оригинальными вагонными кузовами и служили для выезда съемочных групп на натурные съемки в тех районах, добраться до которых на обычном транспорте было проблематично. Об этих двух машинах я еще расскажу когда-нибудь отдельно. А когда оба СКИФа были успешно сданы заказчикам, во Львовском ПКБ взялись за еще более сложный проект, замахнувшись на создание целого семейства больших киномобилей с унифицированными вагонными кузовами. Учитывая предполагаемые габариты и грузоподъемность, в качестве шасси для них выбрали ЗИЛ-133Г1.
Первую машину из нового семейства построили силами львовского Кинотехпрома в 1978 году для московской киностудии имени Горького. Называлась она кинокомплексом 1КНК «Изофон» для съемок игровых фильмов и выглядела вот так:
Как видно, кузов тут выполнили в одной стилистике с автобусами ЛАЗ, от которых позаимствовали, доработав по месту, самые сложные элементы: переднюю панель кузова, рамку ветровых стекол, двери, а заодно и всю светотехнику. Благодаря этому машина стала выглядеть очень гармонично! Конечно, в силу переднего расположения двигателя в передней панели кузова пришлось прорезать решетку для обдува радиатора воздухом, но внешний вид от этого не пострадал. Основное назначение комплекса 1КНК - это транспортировка и хранение киносъемочного оборудования, а также техническое обеспечение процесса натурной съемки в условиях экспедиции.
Кузов кинокомплекса 1КНК был разделен на три отсека: кабину, зал для просмотра отснятого материала с шестью креслами и аппаратную в хвостовой части. При этом перегородка кабины служила экраном для кинопроектора. А снаружи имелись лючки для доступа к изолированным отсекам, где перевозилось различное технологическое оборудование.
Следом в том же 1978 году на испытания вышел образец передвижной светотехнической базы, названной АСТ-133Г1. Это был грузопассажирский автомобиль, приспособленный для перевозки и профилактики массивного осветительного оборудования и питающих кабелей, а также для кратковременного отдыха обслуживающего персонала в бытовом отсеке, который располагался позади кабины.
Этот экземпляр получил иное оформление передка: габаритные огни и указатели поворотов заняли такое же местоположение, как и у автобусов ЛАЗ-699Р, увеличилась площадь решетки радиатора в съемном люке передка. А самые внимательные читатели могли еще заметить, что на этом люке появилась характерная заводская эмблема с надписью «Чернигов» в пятиугольнике: такая же, какую получали автобусы АСЧ.03. И это вовсе не случайно, ведь постройкой АСТ-133Г1, как и всех остальных машин этого семейства, занимался уже именно черниговский «Кинотехпром».
Грузовой отсек у АСТ-133Г1 был разделен на много узких секций, доступ в каждую из которых открывала снаружи своя дверка. Причем поскольку осветительная аппаратура отличалась значительной высотой, в грузовом отсеке потолок подняли выше, чем в кабине и бытовом отсеке. Именно ступенчатая крыша и стала самым характерным внешнем отличием светотехнической базы от других спецавтомобилей этого семейства. Известно, что испытания автомобиль АСТ-133Г1 проходил во Львове. А вот где эксплуатировался дальше, не знаю.
Следующей модификацией, также построенной в 1978 году в Чернигове, стал кинотехнологический автомобиль АКТ-133Г1, разработанный Львовским ПКБ совместно московским НИКФИ (Научно-исследовательским кинофотоинститутом). Вместе с прицепом-фургоном ПО.01-817 на шасси ГКБ-817 он использовался для перевозки и хранения звукотехнической и киносъемочной аппаратуры и операторского оборудования. С его же помощью производилась запись звука в процессе натурных съемок и обеспечивалась связь на съемочной площадке.
Впереди, сразу за изолированной кабиной, у АКТ-133Г1 располагался пассажирский салон, пригодный также для кратковременного отдыха персонала, а сзади - большой закрытый грузовой отсек. Кроме того, на крыше у АКТ-133Г1 была обустроена большая площадка, позволявшая вести оттуда киносъемку. Ее можно рассмотреть на следующем фото:
А сейчас покажу, как эта машина выглядела с противоположной стороны, да еще и в цвете:
Спустя несколько месяцев, в первом квартале 1979 года, в Чернигове построили и второй экземпляр АКТ-133Г1. В итоге одну из кинотехнологических машин отправили на «Мосфильм», а вторую получила в свое распоряжение киевская киностудия имени Довженко.
Последней модификацией семейства стал спецавтомобиль ШС.01-133Г1 типа «Штаб-салон», построенный в Чернигове в 1979 году для Мосфильма. Назначением штаб-салона являлась доставка членов киносъемочной группы на отдаленные съемочные площадки и для использования в качестве рабочего помещения при проведении на местах оперативных совещаний, а также для отдыха режиссера и ведущих актеров. Иными словами, это был функциональный аналог штабного автобуса в армии.
Рабочее помещение у штаб-салона располагалось за кабиной, а комната отдыха была обустроена в корме. Для доступа в каждый отсек с улицы имелась отдельная дверь. Несмотря на то что формально ШС.01-133Г1 не являлся автобусом, технически он мог доставлять на площадку до десятка членов съемочной группы в рабочем отсеке, где имелись мягкие кресла. Вот, кстати, фотография интерьера штаб-салона:
А вот так штаб-салон выглядел в цвете:
Все эти машины получились, конечно, чрезвычайно дорогими и трудоемкими в изготовлении, поэтому об их серийном производстве речь не шла. И потребность в светотехнических автомобилях дальше, с 1980 года, восполнялась уже за счет постройки более простых фургонов АСТ.03-133Г1 на серийном зиловском шасси с родной капотной кабиной. Тех самых, которые были показаны в предыдущей статье по спецверсиям ЗИЛ-133Г1 и ЗИЛ-133Г2. А у меня на сегодня на этом всё!