Размеры штрафов в европейских странах не идут ни в какое сравнение с российскими. При этом я бы не сказал, что в реальности автомобилисты там отдают денег государству в виде штрафов больше, чем у нас. Получается парадокс: каждое нарушение стоит дороже, но денег отдают столько же. Значит, наверное нарушают реже?
И снова мимо. Нарушают в Европе тоже частенько, а вот попадаются на нарушении действительно намного реже, чем у нас. Но если уж попался, то будь готов расстаться со значительной суммой. Шутка ли, любое превышение скорости стоит от трех с лишним тысяч рублей...
Давайте быстренько пробежимся по их штрафам, чтобы был понятен масштаб трагедии, о которой мы говорим. Говорить буду на примере Хорватии — страны далеко не самой богатой, штрафы в которой тоже отнюдь не велики по европейским меркам.
Базовая ставка за любое нарушение начинается от 40 евро, то есть примерно 3300 рублей. Под эту категорию попадают самые незначительные нарушения типа превышения скорости на величину до 10 км/час, поворот не из своей полосы, неиспользование указателя поворота или просто движение со слишком низкой скоростью — да, у них штрафуют и за такое, причем не только на магистрали. Допустим, стоит знак 80, а ты едешь сорок — получи штраф на три тысячи!
Следующая стандартная такса — 66 евро или 5500 рублей. Карают этой суммой за непристегнутый ремень, выключенный ближний свет при движении в тоннеле и за то, что не пропустил пешехода на переходе.
Есть и более серьезные штрафы. Например, превышение скорости в городе более, чем на 50 км/час, может стоить две тысячи евро, если раньше водитель уже попадался за нарушения скоростного режима. Думаю, порядок цен понятен, и ни в какое сравнение с нашими максимальными тридцатью тысячами рублей их штрафы не идут. Однако же реально платят европейцы эти штрафы не так часто...
Чтобы зафиксировать нарушение ПДД, нужна либо камера, либо полиция. Камер на дорогах в Хорватии в разы меньше, чем у нас: я бы даже сказал, что меньше на порядок. Все они отмечены на гугл картах, а перед местом, где будет стоять камера, обязательно есть табличка с огромными буквами "Radar". То есть нарваться на "письмо счастья" можно только если уж специально очень захотеть его получить, тем более что в местах, где стоят камеры, весь поток резко замедляется — это невозможно не заметить.
С полицией ситуация немного другая. Полицейских на дорогах действительно достаточно много: уж точно не меньше, чем у нас. Но в основном они просто наблюдают за движением, изредка останавливая по одной случайной машине для проверки документов. Понять это довольно сложно, но полиция там никого не ловит. Наоборот даже если было какое-то небольшое нарушение, скажут устранить его на месте и отпустят ехать дальше.
Так и получается, что попасть на штраф в Европе можно только если уж очень сильно этого захотеть. Ну, либо сесть за руль вусмерть пьяным — тогда точно заберут и правильно сделают. У нас штрафы получаются в основном небольшие: 250 рублей за скорость многим приходит достаточно часто. Просто многие наши водители, к сожалению, чтобы сэкономить 250 рублей даже не соизволят нажать на педаль тормоза.
А вот если поставить штрафы европейского уровня, то сразу же все бы поменялось. Правда, тогда пришлось бы менять и отношение полиции, ведь у нас до сих пор часто "ловят" на дорогах, вместо того чтобы проводить профилактические беседы...
Как считаете, какая модель более эффективна: постоянные штрафы по мелочи или редкие штрафы, но на значительные суммы?