Урождённую принцессу Александру Саксен- Альтенбургскую в семье называли солнышком— Санни. Такой она росла милой и беспечной девочкой. Мир её детства — тихий немецкий городок, старинный родовой замок и музыка, которой увлекалась вся её семья.
Такой принцессу впервые увидел русский великий князь Константин Николаевич, второй сын императора Николая I. Это была любовь с первого взгляда, и объяснение не заставило себя долго ждать.
В один из вечеров влюбленные сели за рояль, чтобы сыграть в четыре руки. Оказалось, что они идеально вторят друг другу. Музыка придала смелости князю. Он признался принцессе, что лишь она навсегда в его сердце, и никто другой не займет её места.
Анна Тютчева:
«Великая княгиня красива и похожа на портреты Марии Стюарт. Она не умна, ещё менее образована. Но, в её манерах и тоне есть изящество, добродушная распущенность, и в этом её прелесть. Константин в неё очень влюблён, а государь весьма расположен. Она занимает в семье положение балованного ребенка».
Константина Николаевича считали самым умным и энергичным среди князей. Генерал флота, убежденный либерал -реформатор не мог сидеть на месте. И жена всегда с ним рядом. Однако многие при дворе считали влияние Александры на мужа вредным, особенно после коронации Александра II, когда Константин стал, фактически, вторым человеком в Империи. Однажды не выдержал и сам царь:
«Константин, ты знаешь как я ценю Санни, но есть предел всему. Постоянное её сопутствование тебе на военных смотрах нахожу неприличным. Это делает вас посмешищем».
Поначалу увещевания не действовали — супруги всегда были вместе. Вечера проводили дома: Александра садилась за рояль, Константин брал виолончель, и они часами играли любимого Моцарта. Тогда же княгиня впервые решила сама сочинить музыку. Дебютом стал марш для подшефного ей Глуховского драгунского полка.
Впрочем, высший свет к музыкальным талантам княгини относился холодно. Куда охотнее в салонах обсуждали её увлечение спиритизмом. От рождения склонная к мистицизму, Александра не раз оказывалась идеальной мишенью для всевозможных проходимцев.
Одна из фрейлин Александры Иосифовны, Мария Анненкова, во время одного из сеансов объявила, что в неё вселился дух французской королевы Марии- Антуанетты. Каким-то образом, «дух» заверил всех присутствующих, что Анненкова— внучатая племянница королевы. Александра Иосифовна фрейлине поверила, а царская семья - нет. Анненкову выслали из страны. Однако Мария не успокоилась, и ещё долго писала письма европейским монархам, грозя карами от духов всех королей Франции.
Подобные истории бросали тень на семью великого князя, но он всегда принимал сторону жены. Резкий, даже грубый, в речах, он оказался нежнейшим мужем и отцом.
К началу 1860 годов у супругов было уже пятеро детей: старшие Николай и Ольга считались любимцами папы, младшие Костя и Митя - мамы, а вот средняя Вера не задалась. С рождения девочка отличалась вспыльчивостью и истеричностью. Веру старались почаще вывозить за границу. То ли для лечения, то ли желая просто скрыть от посторонних глаз. Александр II предложил брату отдать дочь на воспитание их бездетной сестре Ольге Николаевне. Костя с братом согласился, а его жена — нет. Александра Иосифовна, прощаясь с дочерью, безутешно рыдала — это был первый раз, когда её никто не послушал.
Рождение последнего младшего сына и вовсе чуть не обернулось драмой для великокняжеской четы. Весной 1862г. император назначил своего брата наместником в бунтующую Польшу. Вслед за мужем в Варшаву отправилась и беременная Александра.
На другой день после прибытия Константин посетил театр. После окончания спектакля, когда великий князь садился в свой экипаж, из толпы выскочил молодой человек и выстрелил ему прямо в грудь. Невероятно, но пуля лишь задела ключицу. Позже, на допросе, Ярошинский признался, что хотел выстрелить ещё на вокзале, но пожалел его беременную жену.
Рождение сына Вячеслава и перенесенные волнения подорвали здоровье княгини. Она стала часто болеть и всё больше времени проводила за границей, а её муж, назначенный председателем государственного совета, не мог оставить Петербург.
Вернувшись в Россию после лечения, великая княгиня проводила время не в столице, а в Павловске, где ее муж устраивал музыкальные вечера. Сюда же съезжались августейшая родня и известные музыканты.
В Павловске Александра Иосифовна стала замечать, что её муж изменился. Великий князь стал исчезать по вечерам из дома и внезапно полюбил балет. Но самое главное: в его альбоме появились фотографии балерин, и особенно - молодой танцовщицы Анны Кузнецовой. Александра начала ревновать: устраивала сцены и упрекала мужа в измене и равнодушии.
Раскол в семье усугубила одна печальная история. В апреле 1874г. Александра стала замечать, что из дома пропадают дорогие вещи. И, случилось невероятное: из иконы в ее спальне кто-то вытащил три бриллианта. Константин Николаевич поднял на ноги всю полицию. При расследовании выяснилось, что вор — любимый старший сын, Николай. Юноша завёл себе любовницу, американскую куртизанку. Карманных денег не хватало, и молодой человек решился на кражи.
Это разоблачение потрясло всю августейшую фамилию. Однако опозоренные родители от сына не отвернулись— списали его поступок на помутнение рассудка. Император также признал племянника сумасшедшим и отправил в ссылку. В изгнании великий князь прожил до самой своей смерти, почти полвека.
Для четы проступок их первенца стал страшным горем. Но, увы, не последним.
Зимой 1879 года внезапно заболел младший Вячеслав. Родители видели в нём будущего музыканта и бравого героя. Однако 16 летнему Славе не суждено было геройствовать: он мучительно умер от менингита, не помня себя от боли. Последним его словом было:«Прощайте».
После гибели Александра II на престол взошел Александр III. Новый государь своего дядю не любил: он слишком либерален, дерзок, да и в личной жизни подаёт дурной пример. Вскоре император снял своего дядю со всех постов. Обиженный Константин Николаевич уехал в Крым вместе с балериной Кузнецовой и их общими детьми.
Александра Иосифовна осталась в Павловске одна. Стала заниматься благотворительностью, садоводством, сочинять музыку и радоваться редким приездам мужа.
Летом 1889г. Константин Николаевич ненадолго приехал в Павловск, где его разбил инсульт. Великий князь потерял возможность говорить. У него отнялись правая рука и нога. Почти три года великая княгиня сама ухаживала за мужем, вычеркнув из его жизни вторую любимую семью.
Своего супруга Александра Иосифовна пережила почти на 20 лет. После смерти всех детей Николая I она осталась последней из легендарной Николаевской эпохи. Коронация Николая II стала третьей подобной церемонией в жизни великой княгини.
Как дань её положению королевы не по статусу, но по духу, на церемонии звучали её симфонии.
В 1903г. великая княгиня стала терять зрение: сначала не могла читать, потом перестала различать лица людей, и ослепла совсем. Недуг преобразил княгиню — прежде капризная и вздорная Александра Иосифовна стала спокойнее и тише.
Последние 8 лет она прожила в полной слепоте. Навещали ее лишь врачи и дети. Изредка августейшие родственники. Однажды услышав в гостиной голос своего сына и его жены,княгиня сказала:«Меня уже и дети не радуют».
Она закрылась в своей комнате и отказала гостям в визите. Тогда Константин сел за рояль и начал играть Моцарта.
Мама стала слушать, вспомнила что-то хорошее, и всё-таки позвала нас.
Скончалась великая княгиня Александра Иосифовна 6 июля 1911 года.