Шерлок, Пуаро, Ягами Лайт, Бэтмен, Тирион, Воланд, Гермиона… Что объединяет всех этих персонажей? Они умны. И за ними интересно наблюдать. И зачастую эти два фактора взаимосвязаны.
Все мы любим умных персонажей и хотим, чтобы наши персонажи тоже были умными. Специально для вас мы подготовили тезисную выжимку из статьи «Краткое руководство по умным персонажам» Элиезера Юдковского (ссылка на полную статью будет в конце поста). Кто это? Реальный ученый, изучающий ИИ, и автор книги «Гарри Поттер и Методы рационального мышления» – произведения, пестрящего умными персонажами. Давайте же взглянем на размышления об интеллекте от человека, который явно в этом разбирается.
Эмпатия
Чтобы ваши герои перестали походить на массовку фильма «Идиократия», вы должны уметь влезть в шкуру своего персонажа, перенять его образ мышления. На основе этого представить, как бы вы поступили на его месте. Это позволит избежать элементарных ошибок, которых на месте героя не сделал бы ни один здравомыслящий человек.
Обоснованные действия и ошибки
Как только вы залезете в шкуру вашего персонажа то поймете, что в большинстве случаев он не хочет, чтобы ваш сюжет шел так, как того желаете вы. Ваш протагонист не горит желанием проигрывать в конце второго акта, чтобы потом мужественно, с превозмоганием одержать верх в третьем. Он хочет победить сразу. Легко и просто. А ваш антагонист вообще проигрывать не хочет. И они, соответственно, должны всеми силами пытаться избежать таких раскладов. Значит, если вы все же хотите, чтобы сюжет случился, как запланировано, ваши персонажи должны допустить ошибку. И если вы хотите, чтобы они оставались умными, даже совершив ошибку, вам надо прописать обоснование для этой ошибки. Самый простой пример: отсутствие необходимой информации. Или еще лучше – дезинформация. Чем обоснованней будет выглядеть ошибка, тем больше своего интеллекта сможет сохранить персонаж.
Вы должны помнить, что ваши злодеи не считают себя злодеями
Они считают себя правыми, у них есть своя позиция, своя точка зрения. И если вы хотите, чтобы ваш злодей был умным – его точка зрения должна быть реалистичной, его позиция должна быть обоснованной. Обоснованной с помощью веских доказательств и сильных аргументов. Добиться этого может помочь идеологический тест Тьюринга: надо подобрать для позиции такие аргументы, чтобы настоящий ее сторонник не смог отличить их от тех, которые могли бы использовать его настоящие единомышленники.
Самоосознание и понимание жанра
Помните, что ваши персонажи тоже смотрят фильмы, читают книги… ну или как минимум слушают истории, если они живут в докнижную эпоху. Потому умный персонаж не будет идти в одиночку проверять подозрительный шум в темном подвале. Даже не потому, что это клише, а потому, что он тоже смотрел ужастики.
Честная Игра
Есть большая разница между быть умным и казаться умным. Если вы хотите, чтобы ваш персонаж был именно умным, а не лишь казался – придется соблюдать правила Честной Игры. Это означает, что у читателя должна иметься вся информация необходимая для того, чтобы в теории он тоже мог сам прийти к верному ответу, правильному способу решить проблему.
Закон Винжа гласит: вы физически неспособны придумать персонажа умнее вас. Но зато вы можете создавать идеальные ситуации.
В реальности вы вынуждены решать проблемы, обладая строго теми ресурсами, которые есть в данный момент. И при этом не факт, что вы вообще способны решить эту проблему. А идея, даже хорошая и умная, может не сработать с первого раза или не сработать вообще – просто из-за деталей, которые невозможно было предусмотреть.
Но если ваш герой сталкивается с проблемой в 90-ой главе – вы, как автор, можете вернуться назад во времени и подкинуть ему нужные ресурсы в 1-ой, 12-ой и 36-ой главах. Вы можете подбрасывать ему только те задачки, с которыми он сможет управиться. И можете позволить умно звучащим идеям срабатывать с первого раза.
Неиспользуемость уязвимостей
Вы можете найти деньги на пустой дороге, если вы первый прошли мимо них. Но какова вероятность, что вы первым заметите деньги на полу Большого Центрального Вокзала? То-то.
Тоже самое касается ситуаций, когда герой находит решение проблемы, до которого прежде не додумалась вся цивилизация. Вам придется здорово постараться, чтобы правдоподобно обосновать, как так получилось.
Иллюзия Прозрачности
Это когнитивное искажение, из-за которого люди склонны переоценивать способность других понимать их и свою способность понимать других.
На практике это для нас, как для писателей, означает следующее: если вы думаете, что в вашем тексте что-то слишком очевидно – скорее всего это не так. Потому не надо заморачиваться и излишне маскировать подсказки, чеховские ружья и слои произведения. Просто оставьте их на видном месте.
Реальная наука
Если персонаж разбирается в науке – он, очевидно, должен быть умен. Но мало просто сообщить читателю об этом факте. И нельзя просто вставить в текст выдержку из статьи на википедии. Это так не работает, к сожалению. Чтобы ввести реальную науку в произведение вам придется действовать тоньше и сложнее.
Во-первых, вы должны знать материал на уровень выше, чем то, что появляется в истории. Это необходимо, чтобы понимать, когда использование этого материала уместно, а когда он не соответствует заданным условиям. Во-вторых, вы должны понимать, как этот материал работает на практике и как он может быть реализован в истории. В-третьих, надо видеть, какая информация необходима вашей истории, а что можно опустить без каких-либо изменений смысла. Помимо этого вы должны быть способны объяснить сложные вещи своими словами. И чем проще, понятнее и доступнее – тем лучше. Также вам надо представлять, на что должно быть похожим незнание этого материала, без того, чтобы быть тупым. Это нужно, чтобы сымитировать восприятие читателя. Ну и наконец – вам необходим навык объяснения технических идей другим людям.
Показывайте мышление вашего персонажа
Демонстрируйте в кадре, как он обдумывает варианты, строит гипотезы и отбрасывает версии, использует когнитивные науки, техники рационального мышления или дедукцию на практике, а не просто заявляйте, что он делает это постфактум.
Ну и да, все правила демонстрации науки из предыдущего пункта точно также относятся и к любым когнитивным наукам и/или техникам рационального мышления.
Как вы могли заметить, чем дальше, тем сложнее для использования становились советы. Но никто и не говорил, что будет просто, верно?
#советы писателям #авторам #персонажи #как писать книги