239,7K подписчиков

Три мифа битвы за Вуковар

15K прочитали

Бои за Вуковар в августе — ноябре 1991 г. были, фактически, самой крупной военной операцией Югославской народной армии (ЮНА) в 1991 г. Длительный штурм города, окончившийся в итоге победой югославских силовиков и местного сербского ополчения, стал также одной из наиболее известных страниц той войны. В Хорватии те бои считаются примером стойкости и патриотизма. И если негативные моменты обороны, вроде бегства командующего или оставления гарнизона на произвол судьбы в последние дни боев, упоминаются вскользь, то многочисленные мифы о битве усиленно тиражируются как историками, так и прессой. Цель проста — окружить Вуковар ореолом героизма.

Когда мы говорим об искажении событий хорватскими СМИ, о создании ими разных небылиц, очень легко впасть в другую крайность и целиком отрицать хорватскую точку зрения на те события. Поэтому ниже рассмотрим только три наиболее очевидных мифа, которые, как говорится, лежат на поверхности, и которые и в самой Хорватии иной раз подвергаются критике.

Миф первый. Вуковар штурмовали орды югославских солдат и невероятное количество «брони».

Хорватские историки, что в начале 2000-х, что в настоящее время, стабильно пишут о десятках тысяч солдат и огромном количестве разной бронетехники, штурмовавших Вуковар. Причем, по минимальным оценкам город брали 36 000 солдат, по максимальным — до 80 000. Ну и танковые орды, куда же без них. Сколько точно техники и какой именно Генштаб ЮНА стянул к Вуковару хорваты не знают, поэтому заявляют о 1600 единицах бронетехники, включая туда танки, бмп, бтр и т. д.

В итоге, хорватская версия операции в Вуковаре рисует людские волны, которые раз за разом выплескивали югославские части. И колонны танков, которые притягивались городом словно магнитом.

Эти цифры не имеют ничего общего с реальностью и вот почему. Во-первых, нужно понимать, что ЮНА была армией, развертываемой по мобилизации. Огромное количество ее частей были банально кадрированными. А остальные укомплектовывались наполовину, например. Да, в армии существовали бригады и полки класса «А», то есть почти полностью укомплектованные личным составом и техникой, но их было довольно немного.

Бои за Вуковар в августе — ноябре 1991 г. были, фактически, самой крупной военной операцией Югославской народной армии (ЮНА) в 1991 г.

Во-вторых, хорваты опираются на оценочные данные. Они знают какие именно части участвовали в боях, но не всегда знают их точный состав. То есть, если от бригады в операции была задействована батальонная группа, хорваты запросто могут писать о целой бригаде. И получается, что если та или иная бригада выставила например танковый батальон (30 танков и 10 БМП), то хорватские «исследователи» могут заявлять о втрое большем количестве личного состава и техники. А нужно помнить и то, что даже отправляемые в Вуковар батальонные группы могли быть неполного состава. Не 30 танков и 10 БМП, как по принятому в ЮНА штату, а только 30 танков. А то и вообще 10 танков и 10 БМП, потому что на остальную технику батальона банально не набрали экипажей.

Бои за Вуковар в августе — ноябре 1991 г. были, фактически, самой крупной военной операцией Югославской народной армии (ЮНА) в 1991 г.-2

И в третьих, в том районе бои шли не только в Вуковаре. Фронт протянулся, грубо говоря, от Бели-Манастира до Товарника. И по всей линии боевого соприкосновения шли бои, не утихавшие до самого Сараевского перемирия. Некоторые бригады, которым хорваты приписывают штурм Вуковара, у города вообще не появлялись.

Так сколько же сил ЮНА задействовала в самом Вуковаре? Увы, точно ответить на этот вопрос пока не представляется возможным. Документы ЮНА о битве за Вуковар и вообще о войнах в Словении, Хорватии и Боснии по-прежнему закрыты для исследователей, а те немногие, что ныне доступны для историков, не говорят о том, сколько же югославских солдат сражались за город.

По нашему мнению, цифру в 36 000 солдат (минимальная хорватская оценка) можно смело делить на два. А заявленное хорватами количество бронетехники — на три.

Равно как и колоссальные потери, которые якобы понесла ЮНА. Хорваты пишут, что уничтожили до 15 000 солдат и 600 единиц бронетехники только в битве за город. В то время как за всю войну в Хорватии (а не только в Вуковаре) погибло 1279 югославских солдат. Причем есть поименный список. А количество потерянных в боях за Вуковар и прилегающие районы танков югославскими отчетами оценивается менее чем в три десятка. О том, сколько армия потеряла БМП, БТР, САУ и т. д. у нас данных нет. Но вряд ли это число было сильно больше.

Миф второй. Битва за город представляла собой непрерывный штурм.

Хорваты описывают события в Вуковаре как один непрерывный штурм, где орды атакующих волнами шли на город под рев артиллерийских орудий. Даже сравнивают с битвой за Сталинград. В пафосе им конечно не откажешь, но реальность была куда прозаичнее.

Бои за Вуковар в августе — ноябре 1991 г. были, фактически, самой крупной военной операцией Югославской народной армии (ЮНА) в 1991 г.-3

Узнав, что гарнизон в Вуковаре блокирован, ЮНА в августе 1991 г. подтянула к городу несколько подразделений. Это еще не было подготовкой к штурму, а, скорее, неявной угрозой. Хорваты блокаду не сняли и армейцы были вынуждены готовить операцию по спасению окруженных казарм.

Наспех разведав позиции противника, с разных направлений в Вуковар попытались зайти несколько колонн, но остановились, натолкнувшись на решительный отпор, а одна и вовсе угодила в засаду. Да, та самая, где несколько единиц бронетехники были подбиты на Трпиньском шоссе. С того момента командование начало постепенное наращивание сил близ города, а также массово задействовало артиллерию.

Бои за Вуковар в августе — ноябре 1991 г. были, фактически, самой крупной военной операцией Югославской народной армии (ЮНА) в 1991 г.-4

Собственно сам штурм города проходил в конце октября — начале ноября. До того момента ЮНА вела весьма жестокие обстрелы города и занимала его окраины. Кроме того, ее усилия были направлены на окружение Вуковара и дальнейшее отражение хорватских попыток прорваться в город. Армии не хватало подразделений, вести бои требовалось и в других районах. Да и для штурма города, где засели несколько тысяч бойцов, требовались куда как большие силы, нежели несколько неполных батальонов.

Нельзя не отметить, что операция шла довольно медленно и даже нерешительно. Так, значительную часть осады хорваты продолжали удерживать «коридор», соединявший город с остальной Хорватией. Но в итоге он был ликвидирован и затем армия пошла на штурм Вуковара.

Сам штурм осуществлялся небольшими ударными группами, которые состояли из нескольких взводов или рот и небольшого числа бронетехники. Если атака была успешной, то предстояло еще отразить контратаки противника. Если же взять позицию не удавалось, то новая попытка следовала, как правило, только после мощной артиллерийской поддержки. И то, атаку могли возобновить не сразу, а, например, на следующий день. В штурме были перерывы по несколько дней, когда армия или перегруппировывала силы, или соблюдала гуманитарные перемирия, которые потом все равно нарушались.

Бои за Вуковар в августе — ноябре 1991 г. были, фактически, самой крупной военной операцией Югославской народной армии (ЮНА) в 1991 г.-5

Такими атаками ЮНА каждый раз брала по совсем небольшой части города, но отбить ее обратно хорватам, как правило, уже не удавалось. Югославские солдаты действовали неспешно и с большой осторожностью, поскольку противник массово использовал снайперов и минные заграждения. Командование тоже не гнало их на убой, понимая, что настроения солдат и так не на высоте, а крупные потери приведут к оттоку и без того немногочисленных добровольцев.

В итоге, к середине ноября хорватская оборона была разбита на несколько изолированных очагов. Остававшиеся там бойцы начали массово сдаваться в плен. 18 ноября город был взят. Часть хорватов попыталась прорваться из Вуковара, но большинство смельчаков погибло, так и не сумев миновать позиции ЮНА.

Что действительно правда в рисуемой хорватами картине штурма, так это очень массовое и зачастую неизбирательное применение артиллерии ЮНА. Город обстреливали десятки орудий и минометов и нередко снаряды попадали в жилые дома, а не в хорватские укрепления. Учитывая, что до начала штурма город покинуло далеко не все население, такие беспорядочные обстрелы привели к многочисленным жертвам среди гражданских лиц. За редким исключением почти все дома в Вуковаре были разрушены или повреждены.

Бои за Вуковар в августе — ноябре 1991 г. были, фактически, самой крупной военной операцией Югославской народной армии (ЮНА) в 1991 г.-6

Миф третий. Своей стойкостью Вуковар спас Хорватию.

Это, пожалуй, главный миф той битвы. Хорваты утверждают, что Вуковар сковывал огромные силы ЮНА, которые потом могли бы двинуться через Славонию дальше прямиком на Загреб. По их мнению, гарнизон Вуковара сорвал коварные планы югославских генералов и позволил Хорватии избежать разгрома.

Абсурдность этого мифа очевидна всем, кто смотрел карты с размещением сил сторон. От Вуковара до пригородов Загреба по прямой около 230 километров. И на пути наступающих частей ЮНА были бы Винковци, Нашице, Пожега и другие города. Не говоря уже о десятках тысяч солдат и офицеров хорватской оперативной зоны «Осиек».

Бои за Вуковар в августе — ноябре 1991 г. были, фактически, самой крупной военной операцией Югославской народной армии (ЮНА) в 1991 г.-7

Предполагаемый план атаки ЮНА на Хорватию.

Но зачем такие сложности, если от позиций ЮНА и сербского ополчения на Купе до окраин Загреба по прямой было около 25 километров? Можно много удивляться решениям югославских генералов, но они совершенно точно не были идиотами. И если бы ЮНА был нужен Загреб, она бы действовала совершенно иначе.

Но это все предположения и теории. В реальности же ЮНА и не намеревалась брать Загреб и ставить всю Хорватию под контроль. Целью югославских силовиков были защита населенных сербами районов и деблокада окруженных гарнизонов. После провала операции в Словении Генштаб ЮНА прямо заявил, что армия не будет препятствовать независимости Хорватии, но и та не должна мешать краинским сербам определить свою дальнейшую судьбу. Разумеется, президент Хорватии Франьо Туджман о подобном и слышать не желал. Поэтому-то, дойдя до Купы, ни ЮНА, ни сербская ТО дальше не пошли — они выбили хорватские отряды с территорий, где жили сербы и не имели задачи двигаться в сторону Загреба.

Но вернемся к вопросу Вуковара. Город был важен для ЮНА как центр Сербской автономной области Восточная Славония, Баранья и Западный Срем, создание которой жившие там сербы провозгласили еще в июне 1991 г. И которая позднее стала частью Республики Сербская Краина. Вуковар и прилегающие к нему районы нужно было очистить от хорватских формирований. Кроме того, не менее важной задачей для армии было и спасение осажденного в городе гарнизона. В свою очередь, хорватское руководство понимало мотивы ЮНА и всячески стремилось удержать город, наращивая численность войск как в самом Вуковаре, так и в целом на линии фронта в Восточной Славонии.

Конечно, о «спасении Хорватии Вуковаром» не может быть и речи. Но в действительности город сыграл другую важную роль. Масштабная операция и жестокие обстрелы приковали к нему внимание множества СМИ, особенно западноевропейских и американских. Своей аудитории они преподносили бои за Вуковар как «карательную операцию белградских коммунистов против сражающейся за демократию и независимость Хорватии». Равно как и события в Дубровнике. Поэтому, пожертвовав Вуковаром Туджман приобрел не только политическую поддержку США и ЕС, ею он заручился заранее. Он приобрел симпатии западной аудитории и множества разного рода правозащитников.

Кроме того, длительные бои за Вуковар и понесенные там потери существенно усилили антивоенные настроения в и без того не желавшей воевать Сербии. Митинги перед казармами, уклонения от мобилизации, дезертирство были нередкими явлениями еще в конце лета 1991 г., но после штурма города стали уже обыденностью. Дошло до того, что отправка на фронт в Восточную Славонию некоторыми солдатами и офицерами воспринималась не как ответственное задание, но как своего рода наказание.

Автор - Вадим Соколов