Как-то, после очередной моей покупки вагончиков и пускания слюней на этот счет, и объяснения жене, что эти вагончики уникальны, что я их купил по великому блату, удаче и т.д. и т.п. она мне заметила: «У тебя все вагоны уникальны. А поезда с обычными вагонами будут?»
На этот раз я купил себе обычные вагоны
HOBBYTRAIN
Р24003
Oppeln Grhs / Gms
История
1934 год. Германия стала перестраивать свой вагонный парк и переходить на другие скорости.
Если с пассажирскими вагонами было всё достаточно просто, то короткие грузовые вагоны плохо держали скорость.
Опытное производство для таких вагонов было сделано в Дрездене.
Самым простым решением было увеличить межосевое расстояние с 4,5 метров до 7,7метров, применить металлическую раму и ее усиление, и применять заклепки. Только – вот беда – большинство железнодорожных весов могли принимать вагоны с осевым расстоянием не более 7,5метров.
Поэтому производство вагонов было перенесено в Оппельн (Oppeln – на немецком языке и Ополе – на польском). Межосевое расстояние было уменьшено до 7 метров.
Вот так выглядели такие вагоны:
Было выпущено 1,633 вагона такого типа.
Страна готовилась к войне и поэтому весь металл шел на вооружение. Было принято решение выпускать вагоны с межосевым расстоянием в шесть метров. Значительно сокращался расход металла, некоторые части рамы можно было делать из дерева.
Длина вагона уменьшилась всего на метр, а грузоподъёмность вагона не изменилась – так и осталась в 15тонн.
Конструкция получилась настолько удачной, что всего, с 1937 года, было выпущено 28,077 вагонов, из них 6,150 штук с тормозными будками.
После войны эти неприхотливые вагоны были очень популярны в Германии. В Западной Германии они использовались до 1979года, а в ГДР – до 1988 года.
Часть вагонов разошлась по всей Европе в качестве контрибуции.
В общем – обычней вагонов не бывает.
Тем более надпись на коробке «Prazisionsmodelle» - «Прецизионные модели» обещала что-то особенное.
Общая коробка выглядела очень обещающе: она выглядела достаточно информационно – на задней стороне была напечатано краткая история образца (правда, с некоторым различием цифр от других источников). Если вытащить пластмассовые коробки из общей – то их можно ставить на витрину или стеллаж и начать любоваться моделями.
Но вот тут-то и начинается «облом».
Первое, что бросается в глаза – это нечеткость форм – как будто на обработке матрицы, в которой лили корпус, решили сэкономить. Впечатления меня не обманули: посмотрите, какой толщины стенка модели! Из-за этого раму модели почти не видно – вагон не выглядит одним целым.
Во-вторых, надписи модели на корпусе не слишком далеко ушли от старого доброго ПИКО. А вот надписи на раме, если вы сможете до них добраться выглядят достаточно четко.
Ступени на торцах – это вообще ужас – со стороны это выглядит скорее не как ступенька, а как тормозные шланги.
Затем я обратил внимание на металлические ручки. Если боковые ручки выглядят достаточно симпатично, то ручки на торцевых сторонах выглядят слишком «по-детски»?
Всего-то надо было сделать более резкий изгиб, как сделала BRAWA в НО (снимки alex.nozadze ) и смотрелось бы очень хорошо:
Roco в НО выпускало свой вариант:
Tillig в TT почти повторил Roco, но добавил усиления, там где стойки соединяются друг с другом (этого, кстати, не было в оригинале):
Но, вот ребята из HOBBYTRAIN, которые выполнили мой набор в 9ке, видят это так:
Обратите внимание, что на торцах располагаются не только ручки, но и ступеньки. И которые соразмерны с ручками.
Здесь дизайнер модели были очень озабочены ручками, а вот ступеньки – практически пропали. К тому же отсутствуют стопорные кольца, заклепки обозначены кое-как – многие из них попадают между досок… Я не знаю, как вам, но мне это до боли напоминает крытый вагон ПИКО.
Второй вагон из комплекта:
Еще больше недоумения вызвал вагон с тормозной будкой.
Ступени тормозной площадки не горизонтальны! Это очень хорошо видно на виде с торца вагона. В реальной жизни на них просто невозможно стоять!
Чудится мне, что, когда делали форму для литья рамы – ее сделали наоборот – так, что литьевые уклоны оказались наверху!
Довольно слабым утешение были металлические буфера с пружинами. Да, да! Буфера были как настоящие – они пружинили!
Это было бы супер, если бы можно было вытащить сцепку без разбора всей модели и поставить вагоны буфер к буферу, как в реальной жизни! Однако…
Получается: подпружиненный буфер есть – а работать он не будет никогда.
То есть, вся эта подпружиненная лепота только для моего внутреннего уважения.
Давайте посмотрим, что мы имеем в размерах:
Длина корпуса вагона равна 7,720мм
Что будет в пересчете 1:160 равно 48.25мм
В модели этот размер - 48.6мм (+0.7%), что не так и плохо.
Соответственно, длина вагона по буферам: 9,100мм; в масштабе - 56.88мм и на модели - 55.5мм (-3.4%)
Длина по буферам вагона с тормозной будкой : 9,800мм; в масштабе - 61.25мм и на модели - 59.9мм (-3.2%)
Модель оставляет двойственное впечатление – такое ощущение, что у инженеров HOBBYTRAIN чесались руки: чтобы такое сотворить этакое. Но, погнавшись за частностями, они не обращали внимания на общий вид модели, получив... – что получилось.
С уважением,
PS: Город Оппельн (Oppeln – на немецком языке и Ополе – на польском) находится сейчас в Польше, на реке Одре недалеко от Вроцлава.
В 1201-1532 годах - столица Пястовского княжества, которое в 1327 году попало под власть Чехии, а в 1532 году - под господство Гасбургов. В 1740 году город захватили пруссаки. Прусское правление способствовало массовому наплыву в город поселенцев из Германии, что ускорило и так уже интенсивно развивающийся процесс германизации города.
После установления здесь в 1816 году центра регентства, город стал стремительно развиваться. Строительство первой железнодорожной линии, соединяющей Ополе с городами Бжегом и Вроцлавом, было закончено в 1843 году.
После раздела Силезии в 1922 году Ополе, вместе со значительной территорией Горной Силезии, были присоединены к Германии.
А 24 марта 1945 года город был передан польским властям.
ххх
Все неуказанные фотографии моделей - из моего архива.
Все фотографии реальных вагонов - из открытых источников. Все права принадлежат их авторам.
Не буду кривить душой - лайки приятны, но еще важней подписка, так как Вы всегда будете в курсе новых публикаций!
Если есть чем поделиться, пишите в комментариях, обязательно отвечу.