Время, когда писатели были какими-то сверхлюдьми прошло. Просто перечислю ряд фамилий, прежде чем перейти к сути сегодняшних размышлений. Так вот берём таких глыб как Курт Воннегут, Антуан де Сент-Экзюпери, Уильям Голдинг и понимаем, что все эти люди прошли войну. О наших советских писателях я тут даже не буду писать. Там их очень много наберётся. Речь о том, что в целом западная цивилизация измельчала. В том числе и не наблюдается просветов в России. Мы как ни крути, тоже являемся западной цивилизацией хотим мы того или нет. И людей не то что готовых воевать, а вообще идти на какие-то жертвы сейчас нет. Мы же с вами сегодня вспомним такого мужественного парня как Альбер Камю. Человека с весьма непростой и интересной жизнью.
Да, он не принимал участия в боевых действиях, но от этого мужества в его жизни меньше не становится. Родился этот писатель в Алжире. Когда-то эта страна была колонией Франции и сдаётся мне, что современным французам не даёт покоя их былое имперское величие. Отец мальчишки погиб в Первой Мировой войне, и семья перебралась во Францию. Надо отметить, что Франция того периода была не таким уж перспективным местом. Там не было работы, бедность превышала все мыслимые пределы и совсем неудивительно, что поступив в университет, Камю увлёкся коммунистическими идеями. Увлечение привело его в партию, где он занимался вопросами культуры.
Сейчас, конечно же, для многих молодых людей может быть непонятно, почему же будущий философ вдруг примкнул к коммунистам. Но дело в том, что тут надо смотреть в целом на состояние Европы того времени. И надо сказать, что Советский Союз тогда смотрелся привлекательнее старого света. Плюс молодежь всегда любит бунт. В СССР же был не просто бунт, а там вообще смели старую и ветхую систему государственного управления. Это не могло не привлекать молодых людей по всей Европе. Впрочем, тогда же в Италии и затем в Германии начали строить альтернативу красной системе, которая привела к войне.
В годы оккупации Франции Альбер Камю вступил в Движение Сопротивления и заодно состоял в подпольной организации «Комба». Правда, судя по всему его деятельность там, ограничивалась работой в газете, но, тем не менее, в то время и это было крайне опасно. И вместо того что бы примкнуть к немцам как делали многие, тут тоже не надо строить иллюзий, так вот вместо этого Камю выбрал другой путь.
После войны Камю неожиданно для многих примкнул к анархистам и начал критиковать коммунистическую идеологию, которая, по его мнению, приводит к установлению авторитарных режимов. Тогда же его начали активно издавать. Он мог сосредоточиться исключительно на культуре и даже пробовал сотрудничать с Юнеско, но и оттуда он ушёл. В 1952 году в ряды организации вошла Испания, которой управлял Франко, и Камю сотрудничать далее отказался. Это противоречило его убеждениям об авторитарных режимах.
Уже по этим штрихам вырисовывается портрет свободолюбивого человека, которому хватало смелости вступать в ряды каких-то организаций. Однако какой-то выгоды от всего это он, судя по всему не искал. Иначе как объяснить разрыв с левым движением в тот период, когда оно как раз переживает подъём? Видимо, его мало интересовали и деньги, иначе он так и продолжил бы работать с Юнеско, несмотря на Франко. Ну, мало ли кто руководит Испанией, однако нет. Человек он был принципиальный, и подстраиваться под ситуацию не любил.
Тогда же в своих дневниках он напишет сожаления о том, что во Франции всё больше растут просоветские настроения. К слову примечательный же факт, но в середине 50-х годов левое движение у французов было весьма авторитетно. И если бы Советский Союз вёл как-то иначе свою политику с приходом к власти Хрущева, ещё неизвестно как бы сложилась в итоге мировая политическая карта. Но после смерти Сталина Советский Союз начал себя вести как минимум странно. Впрочем, Камю не нравились оба варианта, и он из коммунистов в итоге стал ярым антисоветчиком.
Самое интересное совпадение, которое есть в его биографии это вручение Нобелевской премии совпавшая с критикой Советского Союза. И я, честно говоря, не знаю, действительно ли она вручалась ему за литературу или за политическую позицию.
В своё время его книга «Посторонний» на меня повлияла, так же как и на некоторых моих друзей. Но одновременно мы зачитывались и Сартром, с которым Камю успел к середине 50-х годов поругаться. Сартр-то остался верен своим симпатиям левым идеям, и с Камю ему было явно не по пути.
И можно только гадать к чему-то бы пришёл в итоге Камю, но в 1960 году он погиб в автокатастрофе. Самое странное, что в его гибели обвиняли даже Советский Союз. Но вся эта история мне напоминает современные домыслы о всемогущих русских хакерах. Никаких свидетельств в пользу этой версии не существует кроме чьих-то слов. И, на мой взгляд, это скорее логичный финал последовательного бунтаря который предпочитал быть в одиночестве вместо того что бы поступиться какими-то своими взглядами. Ведь именно за его бунтарство и протест Камю и полюбили во всём мире. И это именно то мужество и та смелость, о которой я говорил в самом начале.
У меня же на сегодня всё. Спасибо вам за внимание и до новых встреч.