На месте массовых расстрелов в годы «красного террора» установлен памятный знак
Этот холм возле Симферопольского водохранилища хорошо просматривается с Ялтинской трассы. Мимо него ежеминутно пролетают машины, и мало кто из водителей и пассажиров, озабоченных мирской суетой, обращает внимание на возвышенность. Недавно там, у села Лозового, установлен поклонный крест в память невинноубиенных в 1920—1921 гг. жителей Симферополя, офицеров Русской армии, юнкеров, представлявших, по мнению большевиков, опасность для Советской власти.
Резной деревянный крест ручной работы освятил владыка Нестор, епископ Ялтинский, викарий Симферопольской и Крымской епархии. День, вопреки прогнозам синоптиков, обещавшим пасмурную погоду, выдался солнечным и тёплым. На душе у собравшихся на панихиду было и радостно, и печально: «красный террор» в годы Гражданской войны — одна из самых трагичных страниц нашей истории. По словам крымского историка и краеведа Дмитрия Соколова, только за один ноябрьский день 1920 года в окрестностях водохранилища расстреляли более 800 человек. Глава православного издательства «Родное слово» симферополец Владимир Шпатаков вспоминает, что в детстве слышал рассказы свидетелей тех страшных событий. Они говорили, что расстрелы военных и мирных жителей продолжались до апреля 1921 года. Число убитых, по официальным данным, около 20 тысяч человек. По другим сведениям — более 35 тысяч.
С детства слышал рассказы об исходе участников белого движения из России и потомок русских иммигрантов князь Александр Трубецкой. Его отец и дядя воевали в рядах Белой армии. Князь прибыл в Крым из Парижа. Признаётся, не мог пропустить событие, к которому имеет непосредственное отношение.
Поклонный крест установлен по инициативе благотворительного фонда «Наследие» и Союза историко-просветительских обществ «Наследие империи». Идея его воздвижения на этом месте, по словам общественного деятеля, историка и публициста, президента некоммерческого фонда «Наследие» генерал-лейтенанта Службы внешней разведки Российской Федерации (в отставке) Леонида Решетникова, появилась год назад в ходе проведения дней памяти, посвящённых 100-летию «Русского исхода». В ноябре 2020 года председатель Общества памяти императорской гвардии князь А. Трубецкой рассказал инициативной группе фонда «Наследие» о Водлозере (Карелия), последнем оплоте Белого дела в нашей стране, о подвижнической работе по сохранению исторической памяти иерея Олега Червякова и матушки Натальи. Сотрудники фонда побывали в Карелии, познакомились с батюшкой и матушкой, которые предложили вырезать и передать в дар крест для Симферополя. И вот он установлен. Кстати, это второй здесь поклонный крест. Первый был воздвигнут на месте строительства храма в честь святого преподобного Иоанна Крондштатского.
— Изначально мы хотели, чтобы храм был в Лозовом, но участок выделили здесь. Так рассудил Господь. На территории строящегося храма находится захоронение бойца Красной Армии, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Теперь рядом — поклонный крест в память о невинноубиенных в годы Гражданской войны. Это важное событие для нас, ныне живущих. Дело не в том, чтобы идеализировать или оправдать кого-то. Было много хорошего и у «белых», и у «красных». Но было и много скорбного и печального у тех и других. Эта память нам необходима, чтобы мы доподлинно понимали, что было в истории, и делали правильные выводы. Историю нужно знать такой, какой она была, — считает протоиерей Богдан (Северин).
По его словам, поминать здесь нужно всех невинноубиенных. Есть идеи, как расширить эту память. Но реализовать их пока сложно. Храм строится не так быстро, как хотелось бы: без помощи меценатов, на пожертвования людей (дают кто сколько сможет) и на личные средства семьи священника.
— Есть крест, будет и церковь, — обнадёжил Л. Решетников. — Думаю, это место станет знаковым для симферопольцев. Сегодня мы восстанавливаем историческую память о страшных событиях окаянного века, которые никогда не должны повториться.
— Люди, расстрелянные здесь, искренне любили свою страну, хотели приносить ей пользу. Большинство из них примирилось с воцарившейся безбожной властью. Но были убиты… Этот крест служит не только увековечением памяти, но и предостережением ныне живущим — к чему может привести увлечение лжеидеями, погубившими Российскую империю. Сегодня перед страной стоят непростые вызовы. Эти лжеидеи в новых обёртках витают в воздухе, соблазняя молодёжь. И очень важно вести работу по историческому просвещению, рассказывать правду даже о самых страшных событиях, — подчеркнул Д. Соколов.
Пожалуй, многие из нас хотят осмыслить и понять, что именно тогда произошло. Но сможем ли дать правильную оценку тех событий спустя век? Православная истина гласит: «Не суди, да не судим будешь». Не будем никого клеймить. Не станем судить субъективно, по-людски. Ведь есть суд Божий — справедливый. Согласна, для нас главное — усвоить страшный урок и никогда его не повторять. Не совершать ошибок, которые могут привести к братоубийственной войне.
***
Окончание Гражданской войны на юге страны осенью 1920 года и последовавший за этим «Русский исход» привели к установлению на территории Крыма власти большевиков. В то время госпитали были переполнены ранеными и больными. На полуострове находилось большое количество солдат и офицеров, которые поверили обещаниям советского командования и прекратили сопротивление, сдали оружие и пришли на регистрацию с надеждой найти своё место в новых реалиях. Потом их пригласили на вторую регистрацию, где сразу же арестовали. Начались репрессии в отношении мирных жителей: врачей, медсестёр, юристов, журналистов, предпринимателей, студентов, чиновников, даже… рабочих. Пострадали и священники.
Елена ШАСТУН
Фото автора