Итак мы начинаем заниматься со щенком. И в этом, поначалу, даже нет ничего сложного. Малыш радостно даёт лапу и даже уже научился садиться по команде. А потом начинаются трудности: пёс не хочет выполнять команду, которая ещё вчера так хорошо у него получалась, а на прогулке не то, что не подходит по команде «ко мне» а наоборот - норовит бежать куда глаза глядят. И здесь, к сожалению, у многих собачников процесс дрессировки питомца благополучно завершается: «Я его учу-учу, а он всё равно бестолковый и ничего не понимает» или «Он команды все знает и «сидеть» и «лежать», но специально паразит не выполняет - издевается».
В данной статье я хотел бы остановиться на ошибках, которые чаще всего совершают новички:
1)Выбор методики.
Когда Вы решили, что пора заниматься со щенком куда Вы обратитесь за поиском информации? Скорее всего в интернет. Там на Вас выльется огромный поток информации, не запутаться в которой очень сложно.
Если взять любой учебник по дрессировке выпущенный в советское время, то везде мы находим примерно одинаковые описание приёмов и методов воспитания щенка, путём формирования у него условных рефлексов. Вы занимаетесь со своей собакой, потом идёте на дрессплощадку и там инструктор говорит Вам то же самое. Я не буду говорить о том хорош или плох этот метод (у него есть свои плюсы и минусы), но чётко и планомерно занимаясь по одной программе собаки достигали определённого результата.
Сейчас методов великое множество, причём некоторые диаметрально противоположны, от «Вы должны быть вожаком, а собаку всячески подавлять, потому что она спит и видит как бы занять главенствующую роль в семье», до «бесконфликтной дрессировки», которая говорит о необходимости решать все проблемы мирным путем, не имея возможности применить никакое наказание. Зачастую каждый метод преподносится, как единственно верный. А поскольку дрессировка процесс довольно длительный, некоторые хозяева не получив мгновенных результатов ( а ведь в видеоролике собака сразу прямо как шелковая стала) начинают пробовать на собаке то одно, то другое.
Страшно представить, что подумает пёс, с которым вчера ещё все проблемы решали «бесконфликтным путём», когда его нежелательное поведение вдруг начнут корректировать табуреткой. Это конечно крайний случай, но тем ни менее разброс в способах дрессировки вызывает у собаки недоумение, ступор и как следствие вообще отказ работать. Поэтому, прежде чем заниматься с собакой, найдите тот метод который Вам подходит, не вызывает внутреннего противоречия (я думаю о недопустимости жестокого обращения с животными напоминать лишний раз не нужно). Посмотрите несколько методик, оцените их адекватность и так далее.
2) Отсутствие чёткой постановки задачи.
Что вы хотите от собаки? Не вообще «нужно чтобы слушалась», а конкретно сейчас, например сегодня мы повторяем команду «сидеть» или учим «лежать» с выдержкой и так далее. Зачастую эта проблема усложняется завышенными ожиданиями: «Сейчас объясню это, второе, третье и будем закреплять». Но обучение - это процесс длиною в жизнь. То есть если даже собака знает что-то хорошо, необходимо периодически повторять с ней это. Иначе она может и спокойно забыть чему её учили. Крайняя степень данного заблуждения — убеждение, что собака изначально должна знать «это же немец - сам понимать должен» и так далее, то есть человек вообще не ставит задач по обучению, а только ждет результатов реализации, якобы генетически заложенной у собаки, программы знания ОКД и прочее.
3) Необходимость оценить темперамент и тип нервной системы собаки.
Каждой собаке нужен индивидуальный подход и метод, который работает с другим псом может не подходить Вашему. Чаще всего метод просто нуждается в небольшой адаптации к особенностям Вашего животного. Но бывают и случаи когда он полностью неприменим. Например с запуганной и трусливой собакой нельзя использовать отрицательное подкрепление, так как это ещё больше уведёт ее «в отказ». А нужно положительно подкреплять желаемые действия и развивать уверенность. Если собака излишне возбудима нужно больше работать над контролем возбуждения и выдержкой и так далее.
Учесть нужно и состояние собаки, так как страх, тревога, агрессия мешают учиться. Также важно состояние проводника, если Вы устали, расстроены Ваше состояние раздраженности и неуверенности передаётся животному. Даже погодные условия влияют на поведение собаки, в сырую, холодную погоду щенок, который до этого никогда не сталкивалась с такими условиями, может отказаться садиться или ложиться.
4)Отсутствие понимания собаки.
С неправильной оценкой характера и обучаемости собаки тесно связана проблема отсутствия правильной коммуникации между владельцем и питомцем. Основной ошибкой здесь является антропоморфизм - очеловечивание собаки. Хозяин пытается донести до животного информацию на своём языке, чаще всего «пламенными речами», из которых собака может уловить только интонацию, а слово «сидеть» (если оно ещё намертво не отпечаталось у неё как команда) вообще не услышит. Отсутствие контакта тоже очень важный и распространённый аспект. Владелец говорит что-то собаке, которой в данной ситуации (а то и вообще по большей части) на него «по барабану». Будет она выполнять эту команду?
При этом хочу подчеркнуть момент, который уже освещался в предыдущих статьях, о несовместимости правильного обучения с равноправными отношениями. Собака должна стремиться к коммуникации с хозяином, ей должно быть интересно, она должна быть рада ему угодить. Конечно все щенки отвлекаются, но если контакт есть, владелец сможет вернуть себе внимание питомца.
К нарушению взаимопонимания ведёт и неправильная трактовка хозяином коммуникативных сигналов собаки. Например сигналов усталости, стресса: собака зевает, вылизывается, крутиться волчком и так далее, владелец ругается на неё, что она хулиганит, а она всего лишь пытается показать что устала, нагрузка сейчас для неё избыточна и ей надо отдохнуть.
И таких примеров множество. Виляет хвостом — дружелюбие. Нет! Сколько покусов от «коварных» собак, которые «заманивали» ни в чём не повинных людей их погладить виляя хвостиком. Или, лай - признак агрессии, а он может быть и от радости (звонкий лай) и для привлечения внимания (лай высоких тонов часто с подвыванием).
Таким образом, резюмируя предыдущие два пункта можно сказать, что собаке нужно предъявлять реалистичные требования, адекватно доносить их до нее и правильно интерпретировать её сигналы и поведение.
5) Неправильное использование методов.
Основная ошибка - отсутствие мотивации. Прежде, чем что-то спрашивать с собаки ответьте себе на вопрос «А почему пёс должен это сделать?» У Вас лакомство? А он голоден, а не хочется ему больше в туалет или побегать после целого дня сидения дома? О формировании поведения на основе мотивации будет отдельный статья, а сейчас только скажу, чтобы собака хотела работать нужно: во-первых, чтобы у неё не было сильных неудовлетворенных потребностей (туалет, общение, в безопасности) , во-вторых чтобы то, что Вы предлагаете взамен было для нее действительно важно, будь то еда, игрушка или Ваша похвала. А наказание было по настоящему действенно, для этого оно должно быть своевременным и неотвратимым.
Часто чтобы чего-то добиться владельцы произносят команду всё громче и громче, срываясь на крик, но постоянное повышение голоса приводит к привыканию и невосприимчивости к крику. А возможность невыполнения команд к генерализации неподчинения, т. е. не выполнив команду раз-другой, собака переносит эту возможность «забить» на все вообще команды. То есть если вы отдаёте команду, добейтесь её выполнения, примените механическое воздействие если потребуется, а не думайте «ну шут с ним в этот раз». Собака должна знать, что команды хозяина нужно выполнять беспрекословно всегда. И ещё, если Вы видите, что сейчас пёс точно Вас не послушает (занят увлечённой игрой, «читает» чужие метки) не отдавайте команду, которая заведомо не будет выполнена, не обесценивайте её, лучше примените другие методы воздействия (подойдите к нему сами, проконтролируйте поводком и так далее).
Также к неправильному использованию методов можно отнести излишнюю эмоциональность или наоборот «сухость» проводника. Команда должна быть для собаки чёткой и понятной, а подкрепление приятным. То есть одинаково вредны как лишние эмоции при отдаче команды: «Сидеть, да вот так, ага, сиди-сиди малыш», так и отсутствие эмоций при верном выполнении, особенно на начальном этапе, где щенку важно осознавать: «Вот сейчас я всё сделал правильно». То есть команда должна даваться спокойным, уверенным тоном, в одной интонации, без лишних дополнительных слов, они мешают собаке отвлекая от главного. А когда пес молодец его нужно похвалить, не просто сунуть кусок, а показать, что хозяин доволен, погладить, приласкать и так далее. Также как и выразить недовольство не выполнением команды.
Часто хозяева вообще не хвалят собак, «не сделал- плохо, сделал -так и надо», но так нельзя развить у собаки желание работать с удовольствием, которое и помогает достичь хороших результатов. Поэтому количество положительных подкреплений во время занятий должно преобладать над отрицательными и поэтому же занятие всегда нужно заканчивать на хорошей ноте. Чтобы последнее, что запомнила собака, что «на занятиях было здорово».
Отсюда вытекает следующий пункт.
6) Неправильное поощрение, распределение нагрузки.
Для того чтобы у собаки осталась благоприятное впечатление от занятий, нужно правильно распределять нагрузку. Для щенка занятия должны быть разбиты на несколько подходов, чередующихся с периодами игры и отдыха и быть регулярными, а не по принципу «сейчас я выделил час на занятия с тобой, поэтому мы используем его по полной» и завершать занятие нужно до того как пёс устал. Вот сейчас он делает всё хорошо и хозяин начинает требовать с него ещё больше: «Ага хорошо! Сейчас сделаем вообще идеально!», и так пока пёс не устанет. А что видит щенок «занятие это - я делаю как он говорит, а ему надо ещё и ещё и в итоге я остаюсь виноват». Поэтому если вы видите, что всё более или менее хорошо получается и пёс доволен тем что он сделал, хвалите его и делайте перерыв. Пусть он недозанимается, пусть ему будет хотеться ещё такого интересного времяпрепровождения, тогда в следующий раз он примется за тренировку с радостью.
7) Ещё одна ошибка - навык не доведён до автоматизма.
Пёс пару раз сел по команде и считается что он знает команду «сидеть». А значит должен теперь выполнять её всегда и везде, но «всегда и везде» тоже нужно учить! Из этого вытекают жалобы упомянутые мной вначале «мы знаем всё, а делать ничего не хотим!». Но навык нужно доводить до автоматизма постепенно усложняя условия проведения: дом → тихая улица → отвлекающие факторы (шум, люди, другие собаки и так далее). Только когда Вы постепенно отработали все эти этапы и пёс везде одинаково умеет выполнять эту команду, тогда только можно говорить о том, что он знает команду.
Близка к этой и проблема, когда собаку приучают к выполнению команды в определенных условиях (только во время занятия, только в пределах дрессировочной площадки). Тогда у пса формируется стереотип «пришли на площадку - нужно слушаться, вышли - да здравствует анархия!» и снова получается «команды знает, но выполнять не хочет».
Поэтому занимайтесь с собакой по чуть-чуть во время каждой прогулки, разнообразьте места, время, условия занятий и тогда с большей вероятностью Ваш пёс будет выполнять команды также стабильно.
Возможно это покажется слишком сложным, но на самом деле нужно просто взглянуть на ситуацию глазами собаки и задать себе вопросы: «Он точно это умеет/может?», «Он точно понимает, что я от него хочу?», «А ему это нужно/ заинтересован?». Как правило ошибка кроется где-то в одном из этих пунктов.
8) Другое дело, что объективно оценить себя со стороны не всегда просто. И, возможно, Вы не видите, где и что делаете не так. Именно поэтому может потребоваться помощь инструктора, который поможет объяснить как взаимодействовать с собакой, заинтересовать её и проконтролировать выполнение этих процессов.
Узнали себя в каком-то из пунктов?
Обращайтесь, буду рад помочь.