Найти в Дзене
Дмитрий Цаплин

Этапы взросления собаки.



Маленький щенок растёт очень быстро, так как продолжительность жизни собаки 8-15 лет (в зависимости от породы), то этапы роста и взросления, которые у нас занимают несколько лет у него проходит за несколько месяцев. В это время происходит не только бурный рост, но и формирование «личности» собаки.
У щенков есть фазы повышенной восприимчивости, это периоды времени на протяжении которых животные особенно чувствительны. И даже одиночные и краткие действия раздражителей в этот период могут оказывать чрезвычайные влияние на поведение в дальнейшей жизни.
Конечно это поведение можно изменить и взрослого животного, но со значительно большим трудом.
Для хозяина очень важно знать эти периоды быстрых и значительных изменений, обусловливающих развитие животного.
Щенячий возраст лучшее время для начала занятий с собакой, но зачастую приходится сталкиваться с тем, что владельцы плохо представляют себе, как происходит рост и развитие собак. И либо упускают что-то «он ещё маленький, вот будет ему года полтора-два, он сам «перебесится»,» тогда можно и заниматься», либо перегружают животное, считая 6-8 месячного щенка догнавшего по росту до стандарта породы взрослым животным.
Итак забудем, что «собачий год идёт за семь человеческих» и посмотрим какие этапы взросления проходит щенок.

• неонатальный (новорождённый щенок). первые 3 недели. Глаза и уши у собак открываются на 10-13 день. Щенок в это время полностью зависит от матери, не может даже самостоятельно испражняться, только ест и спит. В этот период малыши, как правило, находится у заводчика и повлиять на них в это время Вы не можете. Нужно только брать здорового щенка у хороших заводчиков.

• переходный период 3-5 недель. Щенок переходит на твёрдую пищу, начинается социализация. Ему нужно установить первичные связи с себе подобными и человеком, иначе потом собака будет относиться к всему с опаской. Примерно с 3 недель щенки начинают осознавать окружающий мир, появляются ориентировочные, пищевые, оборонительной реакции. В этот период важно обеспечить безопасность щенка, так как он активно познает окружающий мир.

• период первичной социализации от 5 до 12 недель. В это время у собаки высокая скорость образования рефлексов, особенно развит ориентировочно-исследовательский рефлекс (щенки грызут всё). Способность к решению сложных задач ограничивается ещё не устойчивостью внимания, эмоциональной возбудимостью. Начинают проявляется индивидуальные черты. Нужно разнообразить окружение собаки, в возрасте около 8 недель щенок уже должен сформировать положительные реакции к различным внешним раздражителем.
Именно в это время щенок появляется в семье.
Плюсы этого периода: легко формируются привязанности, быстро воспринимаются новые условия среды, как норма.
Минусы: недостаток внимания, активность исследовательского поведения (пытается грызть всё), слабо сформированный иммунитет.
Что делать: налаживать контакт с животным, приучать его к занятиям не требуя много (главное чтобы занятия доставляли вам обоим удовольствие). Филигранной чёткости в исполнение команд добиваться от щенка в это время бессмысленно.
В этот период нужно особое внимание уделить адаптации и социализации щенка. Не социализированные в этом возрасте животные будет обучаемы, но потеряют способность устанавливать общественные отношения. Щенка необходимо привить и оберегать от возможных источников инфекции (о социализации и карантине я уже упоминал).

• ювенильный период с 3-4 месяцев до полового созревания около 7 месяцев.
В возрасте около 4 месяцев у щенка начинают меняться зубы на постоянные. При этом он может плохо себя чувствовать, капризничать, у него может быть понос, температура, дёсны могут травмироваться когда он пытается их «почесать».
У щенка начинает формироваться активность и самостоятельность. Он действительно не слышит команды когда сильно возбуждён, т.к. не хватает внимания на несколько объектов сразу.
Щенок активно ищет контактов, идет ко всем не зная врага. В природе это вызвано тем, чтобы в случае смерти родителей найти другую стаю, он никого не боится и его никто не обижает.
В возрасте около 12 недель есть период особой восприимчивости к вызывающими страх раздражителям. Возникает пассивно-оборонительная реакция. Период «щенячьей трусости», когда пес начинает бояться даже того, что не вызывало у него до этого страхов, который потом проходит, но чтобы это не привело к постоянной трусости, необходимо активно знакомить щенка с окружающим миром. На раздражители реагировать спокойно, чтобы пес понял, что ничего страшного не происходит.
Нельзя всё время ругать и одергивает щенка. Физически щенок еще недостаточно развит. Сильные нагрузки ему противопоказаны и могут привести к травмам.
Нужно избегать переохлаждения питомца, но при этом начинать понемногу его закаливать.
Плюсы: быстрая обучаемость командам, хорошие возможности для адаптации к внешней среде, установление контакта.
Минусы: рассеянное внимание, отсутствие чёткости, собранности, нет недоверчивости к посторонним и страха перед другими собаками.
Что делать: укреплять контакт с собакой, продолжать адаптацию и социализацию собаки, нарабатывать как можно больше необходимых навыков и полезных привычек. Нужно это делать именно в этот период. Чтобы в следующий, когда щенок начнёт проявлять непослушание, знание основ поведения у него было избыточным.

• период полового созревания. Примерно около 7 месяцев. Продолжительность периодов у разных пород собак может отличаться в зависимости от размеров породы.
У мелких пород половое созревание может начаться в 6 месяцев, а у крупных затянуться до года-полутора.
Щенки продолжают формировать социальные связи, но уже в новом ключе. Формируется понятие «свой-чужой», понимание, что другие собаки и люди могут быть врагами. В это время у собак идёт включение в систему иерархии, формируется союзы. Стая идентифицирует личность собаки (до этого момента щенки не имеют для взрослых собак пола и ранга). Поэтому в это время собаки могут начать проявлять агрессию или наоборот вступить в очередной период страхов, когда собака понимает, что другие животные могут её обидеть.
Собака начинает отстаивать свою независимость, отказывается выполнять команды. У кобелей проявляется интерес к сукам, у сук происходит первая течка, во время которой сильный гормональные изменения зачастую делают собаку неуправляемой. В этот период характер собаки очень сильно меняется. Из милого послушного создания она превращается в животное, которое отстаивает свои интересы. Очень многие владельцы именно в этот период времени заканчивают обучение собаки, так как первая эйфория от начала обучение уже проходит, начинаются будни. И тут возникающие трудности многих расхолаживают. На самом деле занятия со щенком в этот момент принципиально важны, так как формирование иерархического статуса животного происходит до 2 лет. И потом изменить его достаточно сложно.
В это время обязательно нужно контролировать поведение собаки, чтобы она не забыла всё чему ее учили и не стала неуправляемой.
Плюсы: собака с которой занимались может показывать уже хорошие результаты.
Минусы: упрямство, стремление к независимости.
Что делать: проявлять терпение на ряду с твердостью. Не уступать собаке и не прекращать обучение.

• социальная зрелость. возраст 12-18 месяцев.
В это время зачастую проявление агрессия. Так как у диких предков к этому времени уже формируется иерархическая структура.
Собака полностью формируется физически (становится крепче и выносливее). С возраста полутора лет пес считается взрослым животным. Плюсы: у собаки улучшается концентрация внимания и выдержка, физическое развитие позволяет заниматься любыми видами деятельности.
Минусы: формируются определенные стереотипы поведения, которые становится уже сложнее исправить. Необходимость учитывать особенности личности собаки.
Что делать: доводить выученные ранее элементы до совершенства, можно заниматься специальными направлениями дрессировки.

В процессе одомашнивания у собаки возник педоморфизм -это сохранение детских морфологических характеристик в зрелости. Собака в принципе никогда не становится полноценным хищником и во многом зависит от человека. Сохраняет щенячьи поведение, играет, ласкается.
Знание этих аспектов помогает нам в процессе дрессировки и воспитания. Т.к в нужный момент мы можем сосредоточить внимание на конкретных задачах. Избежать или скорректировать возможные проблемы в поведении.