Петербургский писатель не дает нам спокойно проводить долгие осенние вечера за комфортным чтением его детективов. Складывается устойчивое впечатление, что он уже разогнал волны страха на страницах своих предыдущих романов о похождениях Родиона Ванзарова. И продолжает заниматься этим. Сей гений сыска славен не только своей статью и мощными усами вороного отлива. А еще он стал любимым героем нашего современного классика ретродетективов. Некоторые из них даже стали телесериалами. Ждет своего часа – уверен - и ванзаровский цикл.
Пока суть да дело Антон Чиж охотно погружает своих читателей в мир страстей, разгорающихся в столице Российской империи в самом конце ХIХ века. Но, набив руку на описании нравов и быта означенного периода, популярный автор нынче взялся за такие страсти, что и не снились никаким «крикам» и «звонкам». Речь идет о гипнозе и о том, как это не до конца изученное явление может влиять на психику человека. Даже если это психика человека, отдаленного от нас ста двадцатью годами, как минимум. Одним словом, тем, у кого слабые нервы и тем, кто подвержен элементарной суггестии лучше держаться подальше и от новой книги Антона Чижа, и от его предыдущего романа под названием «Машина страха».
На сей раз писатель решил развить его успех и затеял продолжение поисков того самого прибора, который стал центром сюжетного действия на предыдущих четыреста с лишним страницах сочинения господина Чижа. Приключения порожденного его фантазией умного и сильного мужчины продолжаются. Более того, автор в отличие от предыдущих томов собственных сочинений не очень-то заботится о личной жизни героя. Хотя и не отказывает нам (и, особенно, прекрасным дамам) в удовольствии посочувствовать тому, как Родион Ванзаров вынужден порою сдерживать себя, чтобы сохранить холодную голову и чистые руки при горячем сердце. То есть он даже лишен автором возможности повоображать на предмет вероятных межгендерных отношений. Как назойливое видение гонит от себя Ванзаров такие соблазнительные мысли. Хотя, как и в предыдущих сочинениях Антона Чижа, ярого сторонника равноправных отношении между дамами и кавалерами, представительницы прекрасного и вряд ли слабого пола играют сюжетообразующую роль.
Тем более, что роман нынче поименован как «Сомнамбула», что не имеет ровно никакого отношение к одноименной опере итальянского композитора Винченцо Беллини. Зато в нем полным-полно странных смертей и загадочных поступков, «результатов» летальных исходов жизни и невероятных поворотов не только криминальной фабулы, но и мыслей сразу нескольких персонажей.
Антон Чиж беспощаден к тем, кто осмелится взять в руки новое его сочинение. Текст выстроен не хуже, чем у Агаты Кристи, когда надо ВНИМАТЕЛЬНО читать каждую строчку, вникать в каждую реплику. Поначалу это не так легко. Но потом ты привыкаешь и уже не мыслишь поездки в метро без того, чтобы занять место в углу вагона и открыть книгу на том месте, где ты до этого остановился. Чтение затягивает ровно также, как и само расследование, которое поручено на этот раз нашему любимцу Ванзарову. Речь идет все о той же машине страха – machine terroris, призраком которой так напуганы высшие полицейские чины Санкт-Петербурга. Ее надо найти во что бы то ни стало (кажется, это выражение написано без ошибок согласно правилам из учебника русского языка для 5-го класса средней школы).
Автор не просто закручивает напряженное действие во времени. Роман четко разбит на части с обозначением дат по старому стилю. Он еще и устраивает некую литературно-историческую экскурсию по старому Петербургу, обозначая в каждой подглавке место действие с точным адресом. Причем, адреса эти соответствуют реальному положению тех или иных учреждений на рубеже позапрошлого и прошлого столетий. И от этого чтение становится еще более увлекательным. К сожалению, тот цейтнот, в котором оказался Родион Ванзаров ввиду порученной деликатной миссии по выяснению местонахождения той самой машины страха, не позволяет сыщику вкусить некоторых гастрономических радостей жизни. А ведь на страницах предыдущих своих романов Антон Чиж со знанием дела и вкусно описывал меню ресторанов и иных заведений общепита северной столицы в ту эпоху, когда можно было заказать расстегаи и семгу слабой соли, не говоря уже о блюде под названием «котлеты де воляй». В «Сомнамбуле» бедному Ванзарову некогда не только пообедать, а даже кофе с утра попить. А жаль! Кофе в Петербурге всегда умели варить….
Однако оставим в покое наши фантазии и мечты на тему еды, ибо читателей ждут в новом романе куда более серьезные физиологические и психологические испытания героев. В том числе и самого Ванзарова. Но об этом я вам не скажу ни слова. Таков закон критического жанра – никогда не сообщать читателю, что убийцей все-таки окажется дворецкий. Но это у «них» - сэра Артура Конан-Дойля и миссис Агаты Кристи. В России в те же времена все происходит куда более таинственно и неясно до самой последней подглавки детектива. Главное в этом случае – дотерпеть до завершающих роман Антона Чижа страниц.
И все же даже это место в тексте, столь желаемое любителям остросюжетного чтения, не принесет окончательного облегчения. Почему? Да потому что «Сомнамбула» - вторая часть трилогии про машину страха. И финальные слова в тексте звучат куда как вызывающе – «конец второго сеанса». Ждите….
Сергей Ильченко
#рецензия на книгу #обзор на книгу #антон чиж #литература