Найти тему
Культурный Петербург

МЫ СНОВА ИСПУГАЛИСЬ....

Чиж, Антон, Сомнамбула: роман / Антон Чиж. – Москва: Эксмо, 2021. – 416 с.
Чиж, Антон, Сомнамбула: роман / Антон Чиж. – Москва: Эксмо, 2021. – 416 с.

Петербургский писатель не дает нам спокойно проводить долгие осенние вечера за комфортным чтением его детективов. Складывается устойчивое впечатление, что он уже разогнал волны страха на страницах своих предыдущих романов о похождениях Родиона Ванзарова. И продолжает заниматься этим. Сей гений сыска славен не только своей статью и мощными усами вороного отлива. А еще он стал любимым героем нашего современного классика ретродетективов. Некоторые из них даже стали телесериалами. Ждет своего часа – уверен - и ванзаровский цикл.

Пока суть да дело Антон Чиж охотно погружает своих читателей в мир страстей, разгорающихся в столице Российской империи в самом конце ХIХ века. Но, набив руку на описании нравов и быта означенного периода, популярный автор нынче взялся за такие страсти, что и не снились никаким «крикам» и «звонкам». Речь идет о гипнозе и о том, как это не до конца изученное явление может влиять на психику человека. Даже если это психика человека, отдаленного от нас ста двадцатью годами, как минимум. Одним словом, тем, у кого слабые нервы и тем, кто подвержен элементарной суггестии лучше держаться подальше и от новой книги Антона Чижа, и от его предыдущего романа под названием «Машина страха».

На сей раз писатель решил развить его успех и затеял продолжение поисков того самого прибора, который стал центром сюжетного действия на предыдущих четыреста с лишним страницах сочинения господина Чижа. Приключения порожденного его фантазией умного и сильного мужчины продолжаются. Более того, автор в отличие от предыдущих томов собственных сочинений не очень-то заботится о личной жизни героя. Хотя и не отказывает нам (и, особенно, прекрасным дамам) в удовольствии посочувствовать тому, как Родион Ванзаров вынужден порою сдерживать себя, чтобы сохранить холодную голову и чистые руки при горячем сердце. То есть он даже лишен автором возможности повоображать на предмет вероятных межгендерных отношений. Как назойливое видение гонит от себя Ванзаров такие соблазнительные мысли. Хотя, как и в предыдущих сочинениях Антона Чижа, ярого сторонника равноправных отношении между дамами и кавалерами, представительницы прекрасного и вряд ли слабого пола играют сюжетообразующую роль.

Тем более, что роман нынче поименован как «Сомнамбула», что не имеет ровно никакого отношение к одноименной опере итальянского композитора Винченцо Беллини. Зато в нем полным-полно странных смертей и загадочных поступков, «результатов» летальных исходов жизни и невероятных поворотов не только криминальной фабулы, но и мыслей сразу нескольких персонажей.

Антон Чиж беспощаден к тем, кто осмелится взять в руки новое его сочинение. Текст выстроен не хуже, чем у Агаты Кристи, когда надо ВНИМАТЕЛЬНО читать каждую строчку, вникать в каждую реплику. Поначалу это не так легко. Но потом ты привыкаешь и уже не мыслишь поездки в метро без того, чтобы занять место в углу вагона и открыть книгу на том месте, где ты до этого остановился. Чтение затягивает ровно также, как и само расследование, которое поручено на этот раз нашему любимцу Ванзарову. Речь идет все о той же машине страха – machine terroris, призраком которой так напуганы высшие полицейские чины Санкт-Петербурга. Ее надо найти во что бы то ни стало (кажется, это выражение написано без ошибок согласно правилам из учебника русского языка для 5-го класса средней школы).

Автор не просто закручивает напряженное действие во времени. Роман четко разбит на части с обозначением дат по старому стилю. Он еще и устраивает некую литературно-историческую экскурсию по старому Петербургу, обозначая в каждой подглавке место действие с точным адресом. Причем, адреса эти соответствуют реальному положению тех или иных учреждений на рубеже позапрошлого и прошлого столетий. И от этого чтение становится еще более увлекательным. К сожалению, тот цейтнот, в котором оказался Родион Ванзаров ввиду порученной деликатной миссии по выяснению местонахождения той самой машины страха, не позволяет сыщику вкусить некоторых гастрономических радостей жизни. А ведь на страницах предыдущих своих романов Антон Чиж со знанием дела и вкусно описывал меню ресторанов и иных заведений общепита северной столицы в ту эпоху, когда можно было заказать расстегаи и семгу слабой соли, не говоря уже о блюде под названием «котлеты де воляй». В «Сомнамбуле» бедному Ванзарову некогда не только пообедать, а даже кофе с утра попить. А жаль! Кофе в Петербурге всегда умели варить….

Однако оставим в покое наши фантазии и мечты на тему еды, ибо читателей ждут в новом романе куда более серьезные физиологические и психологические испытания героев. В том числе и самого Ванзарова. Но об этом я вам не скажу ни слова. Таков закон критического жанра – никогда не сообщать читателю, что убийцей все-таки окажется дворецкий. Но это у «них» - сэра Артура Конан-Дойля и миссис Агаты Кристи. В России в те же времена все происходит куда более таинственно и неясно до самой последней подглавки детектива. Главное в этом случае – дотерпеть до завершающих роман Антона Чижа страниц.

И все же даже это место в тексте, столь желаемое любителям остросюжетного чтения, не принесет окончательного облегчения. Почему? Да потому что «Сомнамбула» - вторая часть трилогии про машину страха. И финальные слова в тексте звучат куда как вызывающе – «конец второго сеанса». Ждите….

Сергей Ильченко

#рецензия на книгу #обзор на книгу #антон чиж #литература