Сибирячка Аня – замужем за египетским инженером Ашрафом, они живут в пригороде Каира. Аня рассказала, как в Египте устроена система образования.
В Египте образование делится на четыре этапа. Начальная школа – 6 лет, средняя – 3 года, и еще 3 года – старшая школа. Дети идут на занятия в шесть лет. Четвертая ступень – это институт. Первые две ступени являются обязательными, также как в России 9 классов, а дальше уже по желанию, можно продолжить обучение в старшей школе или пойти в техникум.
Кроме обычных муниципальных школ есть частные и религиозные школы. В муниципальных школах системы школьного питания нет – обед каждый ученик приносит с собой в ланч-боксе, также родителям нужно купить ребенку учебники и школьную форму. В Египте профессия учителя престижная, но малооплачиваемая: в государственных школах преподаватели получают от 1500 до 3500 фунтов (на наши деньги это 7 000-15 000 руб.) У учителей есть соцпакет, медицинская страховка а также, если они отработают определенное количество лет, – государственная пенсия. И подрабатывать репетиторством им не запрещено.
Но в отличие от наших – египетские педагоги не сидят над журналами после работы и не проверяют ответы своих воспитанников дома: занятия продолжаются с 9.00 до 13.00, потом школа пустеет. Причем, учителям в стране фараонов официально разрешено жестко наказывать детей – в том числе, и ударами указки или линейки. Эта мера вынужденная: в классах бывает от 50 до 70 учеников. Представляете, если дать волю такой ораве непослушных сорванцов - чем это может закончиться? Причем, родители поощряют наказание и даже просят педагога: «Если мой будет шалить – вы с ним построже!»
Уже с начальных классов в египетских школах каждые полгода проводится тестирование: талантливых детей выделяют и всячески помогают им развиваться. Старательные и усердные дети при желании могут выучиться и поступить в престижный вуз, однако, часто базового образования не хватает и им приходится ходить на дополнительные занятия с репетиторами, но они платные.
У Ани муж из небогатой семьи, он учился в самой обычной государственной школе и подрабатывать начал с 10 лет – на заработанные деньги покупал учебники и оплачивал дополнительные занятия. После школы Ашраф окончил технический институт, сейчас он работает инженером-технологом в компании, производящей одноразовую посуду и для Египта зарплата у него очень приличная – несколько тысяч долларов.
Преподавание в египетских вузах ведется на английском языке и дипломы этих учебных заведений ценятся в самых развитых странах: к примеру, египетского врача примут на работу в немецкую клинику сразу, а вот российскому доктору придется сдавать экзамены; кстати, иностранный врач, который захочет работать в Египте, обязан отучиться два года в местном вузе. Но чтобы поступить в медицинский университет – самый сложный для поступления, абитуриенту нужно набрать от 98 до 100 школьных баллов. Второй по престижности после медицинского – технический вуз: поступают те ученики, кто набрал 97-98 баллов. Пересдать экзамены нельзя. И этот результат нельзя купить. Обучение в вузах бесплатное, но стипендии нет: ее предоставляют только тем студентам, кто потерял отца. Диплом государственного вуза – это знак качества и его обладатель при приеме на работу ценится намного выше, чем специалист, окончивший платный частный вуз.
Кстати, инженер в Египте – очень почетное звание. К нему обычно обращаются: «господин инженер», и он сам представляется: «я – инженер такой-то». Русские девушки часто выходят замуж за представителей египетской интеллигенции: не каждый египтянин может позволить себе жену - иностранку.