Найти тему

«Неабсолютный» абсолютный слух. Часть V: а как же его развить?

Прежде, чем начать этот разговор, более подробно остановлюсь на некоторой теории. Начну с относительного слуха. 

Имея относительный слух, человек способен определять звуки, сравнивая их друг с другом. Проведу аналогию с цветом. Представьте, что существует шкала оттенков от фиолетового цвета до оранжевого. В середине находится чистый красный цвет. Это будет эталон. А теперь представьте, что вы можете назвать цвет, только мысленно сравнив его с красным. Теперь перенесите происходящее на звуки, и будет ясно, что происходит при относительном слышании. Сравнение очень грубое, но дающее понимание. 

Касаемо музыкального слуха, любой человек в сознательном возрасте способен определить, какой из двух звуков ниже, а какой – выше, и для этого необязательно знать даже минимальной музыкальной грамоты. Ориентир – сравнение звуков: кто их них напряженнее, светлее, плотнее или легче. И чем сильнее разница, тем дальше друг от друга звуки отстоят по высоте.

Поздравляю, теперь вы теоретически подкованы в этом вопросе. Теперь можно и абсолютный слух развивать на базе относительного.

А возможно это благодаря тому, что каждый звук имеет абсолютную характеристику наравне с относительной. Да, каждый интервал, звук и аккорд имеют собственную звуковую окраску. Но в зависимости от контекста (относительно чего-то) она может меняться и восприниматься по-другому. Например, мягкий диссонанс среди благостных консонансов будет восприниматься как нечто более резкое, и он же среди острых диссонансов – как что-то более приятное слуху. 

То есть, наша задача – усилить эффект «абсолютности», который уже есть в характеристике тона. 

Музыковед К. Саккетти решил проблему гениально. Он выработал абсолютный слух с помощью пения всех 48-ми фуг Баха из обоих томов «Хорошо темперированного клавира». Начав с первой фуги, пропевал с названиями звуков каждый голос, играя на фортепиано остальные. После того, как он пропел таким образом все 48 фуг, у него появился абсолютный слух и остался с ним до конца жизни. 

Сборник (Ноты) «Хорошо темперированного клавира» Баха.
Сборник (Ноты) «Хорошо темперированного клавира» Баха.

Я, однако, не ограничусь лишь этой довольно экзотической рекомендацией. Не каждый из читающих этот канал с легкостью владеет фортепиано и свободным временем. Я покажу вам другой путь, для которого вам понадобится только фортепиано (хоть акустическое, хоть электронное) и 10 минут времени в день (об этой методике мне рассказал один из моих педагогов). 

1. Нажмите ноту ля первой октавы. Запомните её звучание.

2. Стоя спиной к клавиатуре, ногтевой пластиной (не подушечкой!) нажмите любую клавишу. 

3. Попробуйте угадать ноту.

4. Не отрывая палец от клавиши повернитесь и проверьте себя.

5. Опять встаньте спиной и нажмите уже другую ноту, тоже ногтевой пластиной, а не подушечкой. Назовите ноту, повернитесь и проверьте себя

6. Продолжайте выполнять упражнение не менее 10-ти минут.

Если вам кто-то может играть звуки – можете воспользоваться помощью этого человека. 

Таким образом вы запомните окраску всех звуков, и у вас появится псевдоабсолютный слух. Есть только одно НО: определить ноты, сыгранные на флейте, скрипке или органе, вы не сможете определить. Псевдоабсолютный слух формируется только для того вида инструмента, на котором тренировались.

-2

—————————————————————————————————————

Предыдущие статьи цикла:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

—————————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊