Прежде, чем начать этот разговор, более подробно остановлюсь на некоторой теории. Начну с относительного слуха.
Имея относительный слух, человек способен определять звуки, сравнивая их друг с другом. Проведу аналогию с цветом. Представьте, что существует шкала оттенков от фиолетового цвета до оранжевого. В середине находится чистый красный цвет. Это будет эталон. А теперь представьте, что вы можете назвать цвет, только мысленно сравнив его с красным. Теперь перенесите происходящее на звуки, и будет ясно, что происходит при относительном слышании. Сравнение очень грубое, но дающее понимание.
Касаемо музыкального слуха, любой человек в сознательном возрасте способен определить, какой из двух звуков ниже, а какой – выше, и для этого необязательно знать даже минимальной музыкальной грамоты. Ориентир – сравнение звуков: кто их них напряженнее, светлее, плотнее или легче. И чем сильнее разница, тем дальше друг от друга звуки отстоят по высоте.
Поздравляю, теперь вы теоретически подкованы в этом вопросе. Теперь можно и абсолютный слух развивать на базе относительного.
А возможно это благодаря тому, что каждый звук имеет абсолютную характеристику наравне с относительной. Да, каждый интервал, звук и аккорд имеют собственную звуковую окраску. Но в зависимости от контекста (относительно чего-то) она может меняться и восприниматься по-другому. Например, мягкий диссонанс среди благостных консонансов будет восприниматься как нечто более резкое, и он же среди острых диссонансов – как что-то более приятное слуху.
То есть, наша задача – усилить эффект «абсолютности», который уже есть в характеристике тона.
Музыковед К. Саккетти решил проблему гениально. Он выработал абсолютный слух с помощью пения всех 48-ми фуг Баха из обоих томов «Хорошо темперированного клавира». Начав с первой фуги, пропевал с названиями звуков каждый голос, играя на фортепиано остальные. После того, как он пропел таким образом все 48 фуг, у него появился абсолютный слух и остался с ним до конца жизни.
Я, однако, не ограничусь лишь этой довольно экзотической рекомендацией. Не каждый из читающих этот канал с легкостью владеет фортепиано и свободным временем. Я покажу вам другой путь, для которого вам понадобится только фортепиано (хоть акустическое, хоть электронное) и 10 минут времени в день (об этой методике мне рассказал один из моих педагогов).
1. Нажмите ноту ля первой октавы. Запомните её звучание.
2. Стоя спиной к клавиатуре, ногтевой пластиной (не подушечкой!) нажмите любую клавишу.
3. Попробуйте угадать ноту.
4. Не отрывая палец от клавиши повернитесь и проверьте себя.
5. Опять встаньте спиной и нажмите уже другую ноту, тоже ногтевой пластиной, а не подушечкой. Назовите ноту, повернитесь и проверьте себя
6. Продолжайте выполнять упражнение не менее 10-ти минут.
Если вам кто-то может играть звуки – можете воспользоваться помощью этого человека.
Таким образом вы запомните окраску всех звуков, и у вас появится псевдоабсолютный слух. Есть только одно НО: определить ноты, сыгранные на флейте, скрипке или органе, вы не сможете определить. Псевдоабсолютный слух формируется только для того вида инструмента, на котором тренировались.
—————————————————————————————————————
Предыдущие статьи цикла:
—————————————————————————————————————
Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊