Фильм «Мгла» 2007 года – это экранизация повести Стивена Кинга «Туман», написанной аж в 1976 году. Соответственно, здесь есть всё, что характерно для творчества данного автора: одинокий родитель, ребенок в опасности, и любимая кинговская фишка – небольшая психопатинка (как правило, религиозная), которая в экстремальных условиях разрастается до невероятных размеров и становится не менее опасной, чем то, что эти экстремальные условия создало. То бишь ответим техногенному страху пожаром религиозного фундаментализма, а там посмотрим, кто выживет.
Интересно, что идея книги пришла Кингу во время покупок в супермаркете. Как рассказывал сам автор: «Я стоял в центральном проходе, выбирая приправу для хот-догов, когда перед моим мысленным взором возникла доисторическая птица, прокладывающая путь к мясному прилавку, сшибая банки с ананасовым компотом и бутылки томатного соуса». Учитывая размах его воображения, интересно: с каким заиканием он подошел к кассе?
В любом случае произведение быстро стало классикой жанра, и несмотря на явную кинематографичность, первое воплощение на экране получила только в 2007 году. Хотя у режиссера и продюсера экранизации Фрэнк Даработ были планы на книгу еще в 1994 году, но в силу обстоятельств он сперва снял «Побег из Шоушенка».
Кстати, название поменяли тоже в силу обстоятельств – в 1980 году вышел фильм Джона Карпентера «Туман», где тоже в тумане скрывались монстры, уничтожающие всех на своем пути. Правда, это были мертвецы, а не гигантские насекомые, и они преследовали определенную цель. В любом случае с названием пришлось что-то делать.
Фильм начинается так же, как и книга. Небольшой городок, рядом есть военная база, где по слухам военные мутят некий супер секретный проект. В целом население миролюбиво, если не считать местной сумасшедшей - миссис Кармоди. Впрочем, на нее особо никто не обращает внимание. У главного героя - художника Дэвида Дрейтона - небольшие терки с соседом Брентом Нортоном. Что-то связанное с границей участков. В общем, беду ничего не предвещало.
В первых же кадрах мы видим Дэвида за работой в его мастерской. Внезапно выключается свет, и мастерская тут же освещается вспышкой молнии. Дэвид понимает, что буря будет сильной, поэтому вместе с женой Стефани и маленьким сыном Билли спускается в подвал. А в следующем кадре весьма эпично и символично в окно мастерской влетает дерево и сметает рабочее место главного героя.
На следующий день семья осматривает дом. В кадре видим причиненный ущерб. Попутно узнаем, что героям в целом не свойственного впадать в истерику из-за испорченной картины или разбитого окна. Кстати, интересная деталь – дерево, которое упало на дом, было когда-то посажено отцом Дэвида. Маленьким он любим на нем играть. Символизм, как он есть.
И уже после мы видим вдали туман. Конечно, пока это просто туман. Подумаешь! Бывает. Есть поводы для более серьезного беспокойства. Например, нужно поговорить с соседом из-за того, что теперь уже его дерево упало и сломало лодочный домик Дэвида. А, как мы уже знаем, отношения между соседями не самые прекрасные. Впрочем, диалог между героями вполне себе миролюбивый – вражда даст о себе знать позже. Но в результате этого разговора Дэвид соглашается отвезти Брента Нортана в город за покупками. Впрочем, ему самому нужно сделать кой-какие покупки. Стефани предлагает взять с собой Билли, сама она остается, чтобы начать уборку.
По дороге в город сразу обращаем внимание, что радио ловит плохо, а навстречу движется колонна военных. Хотя опять же для героев все еще нет поводов для паники – радио может не работать по обычным причинам, а военные просто едут на свою базу. И вот герои прибывают в магазин, единственный на весь город.
Далее следует небольшая сцена, в которой герои просто ходят между полок, мило переговариваются со знакомыми. Узнаем, что напротив супермаркета есть аптека, что на стоянке в целом много машин, что у магазина есть генератор и прочие мелочи, которые в дальнейшем сыграют свою роль. Но все-таки главная задача сцены – показать последние мгновения до того, как все начнут сходить с ума.
Кстати, небольшое расхождение в книгой. По фильму трое молодых людей в военной форме заходят в магазин, когда Дэвид уже стоит в очереди. Они расслаблены, один из них даже немного флиртует с молоденькой кассиршей. Они в таком же неведении, как и все. У них вообще отпуск! Поэтому они так искренне возмущаются, когда за ними вдруг приходит военный. Конечно, в жизни они бы козырнули и побежали, куда велят. Но для драматизма ситуации нужно немного повозмущаться. Тем более что в этот момент мимо магазина проехало несколько машин с мигалками. И мы понимаем, что-то происходит. А вот по книге они прекрасно знали, что скоро будет твориться, и когда поняли, что стали заложниками, как и все в магазине, просто покончили с собой еще до того, как начался общий психоз. В фильме их судьба гораздо печальнее. Но что поделать! Нельзя дословно снимать по книге, которую к премьере не прочитал только ленивый.
И вот воет сирена. Все взволнованно всматриваются. Никто ничего не понимает. И приходит туман. Предвестником его становится Дэн Миллер с окровавленным носом, бегущий через парковку. Конечно, можно спросить: а что неужели нельзя было найти более безопасного места? На самом деле причина его поступка проста – в магазине работает друг Дэна – Олли Уикс. Дэн вбегает в магазин и кричит: «Там что-то есть! В тумане что-то есть!» И это что-то будет есть вас. Конечно, ему не поверили. И тут же находится умник, который бежит к своей машине, а туман уже клубами наваливается на парковку, и вот она первая жертва, которую мы видим на экране. И миссис Кармоди отвечает на общий вопрос: «Это смерть».
Павильон магазина тут же начинает трястись – это монстры из тумана проверяют стены на прочность. Падают светильники, всё трясется, люди кричат. Но здание выдерживает, и монстры решают сменить тактику. Да, умные твари.
Конечно, в магазине еще никто не знает о гигантских насекомых, поэтому основное мнение, что просто взорвался химзавод, облако ядовито. Мрачные возгласы городской сумасшедшей на тему Армагеддона пока игнорируются. И в этой толпе вдруг звучит голос матери: у меня дома двое маленьких детей, я должна идти домой. Ее хором уговаривают остаться, она в ответ просит помочь добраться. В принципе ей все сочувствуют, но если очень хочешь идти – иди сама. И женщина уходит в туман. Если вдруг по какой-то причине, вы еще не видели фильм, то скажу сразу: она спаслась. Правда, про ее детей ничего не говорится.
Проходит время. Люди уже устраиваются, как могут, собираются группками, обсуждают более мирные новости. Ждут помощи. В принципе в магазине, где есть еда, вода, одеяла можно устроиться с комфортом. Тем более что администратор всё понимает и не бегает с воплями: сперва оплатите, а потом берите.
Кстати, об одеялах! Маленькому Билли страшно, а американцы любят закутывать перепуганных людей. Олли говорит Дэвиду, где можно посмотреть одеяло, и Дэвид идет в подсобку. И вот там он обращает внимание на шум у подъемной двери. Это что-то явно не особо дружелюбно.
Дэвид спешит к Олли, рядом с ним стоят другие работники магазина. Герой говорит о двери. Его не понимают, но идут посмотреть. И да, ничего лучше не придумывают, как приподнять эту самую дверцу. Далее – мой любимый момент из всего фильма. Из-под двери прорываются щупальца и утаскивают молодого Нормана, подрабатывающего в этом магазине в свободное от школы время. Сцена просто прекрасна своим ужасным ужасом. И это так по кинговски! Если обращали внимание, то все монстры у него сперва постукивают, поскрипывают, голосят из канализации, наносят пару быстрых ударов – никто ничего не понимает. И тут же за этим ударом следует еще один, но уже во всей красе.
Так что давайте оставим беднягу Нормана, и перейдем к следующему этапу истории. Мы уже упомянули, что все пленники магазина разбились на группки. Миссис Кармоди наконец-то нашла свою аудиторию. И свою аудиторию нашел сосед Дэвида – Брентон Нортон. Он настроен скептически и не собирается сидеть здесь в ожидании непонятно чего. Дэвид пытается его отговорить, но тут – самое время! – всплывает старая соседская вражда. Конечно, Дэвид облился кетчупом и рассказывает небылицы только потому, что в прошлом году выиграл суд у Нортона. По ходу спора один из посетителей магазина сообщает, что у него в машине есть дробовик. Один из посетителей байкеровской наружности говорит: окей, за дробовиком я бы сходил. В принципе он рассуждает логически: если за стенами магазина есть некая неведомая хрень, то дробовик будет кстати. Правда, видимость нулевая, как быть? Дэвид предлагает товарищам, которые так жаждут выйти, обвязаться веревкой – так типа не заблудятся. Конечно, опять в лучших традициях Кинга нам не покажут, что случилось с группой. Но по тому, как дергается веревка, по крикам и притащенному обратно половинке трупа – можно догадаться. Честно говоря, думаю, из-за веревки они и погибли. Кстати, очень люблю момент, когда половинка байкера лежит перед входом в магазин – и хоп! – кто-то ее утаскивает.
В магазине все уже понимают, что дело не шуточное, а стекла многовато – начинают коллективно закладывать витрины самыми разными мешками. В основном это удобрения и корма для животных. Тут же бегает Кармоди и под руку разводит панику. Правда, пока все заняты, паники не получается.
Наступает ночь. Появляются новые чудовища. И мы узнаем, что у них есть своя пищевая цепочка. Так один маленький монстрик, убегая от монстрика побольше, случайно разбивает витрину, и в магазин приходят «гости». В итоге нападения погибают двое, один серьезно ранен. По странной случайности в это число не входит миссис Кармоди. Чудесное спасение окончательное убеждает ее и некоторых прочих в том, что именно эта миссис избранна самим Богом, чтобы всех спасти.
Нужно добыть лекарство для раненного. Мы уже знаем, что рядом аптека. Дэвид с группой рискнувших относительно успешно перебегает через парковку к аптеке. Относительно, потому что по дороге двоих съели. В аптеке они находят умирающего военного полицейского, того самого, который разыскивала в магазине трех солдат. Он рассказывает, что военные действительно на своей базе экспериментировали с чем не надо, а из-за бури эксперимент вырвался в город. Дэвид с выжившими возвращается в магазин. В целом миссия считается проваленной. Но этот провал только усиливает фанатизм «избранной».
Опять же любимая кинговская тема: человек – самый страшный монстр из всех существующих. Миссис Кармоди на глазах из городской сумасшедшей превращается в лидера паникующих и не понимающих что происходит людей. Конечно, не всех. Некоторые сохранили голову на плечах. А некоторые предпочли выпить смертельную дозу лекарства, чтобы умереть хотя бы не в муках. И да, двое военных повесились. Третьего – того самого, что улыбался молоденькой продавщице – фанатики Кармоди несколько раз тыкают ножом и окровавленного выталкивают на улицу. Первая жертва принесена.
Дэвид понимает, что надо бежать: Кармоди гораздо опаснее того, что происходит на улице. Тем более что начались вопли на тему невинного агнца, а единственный ребенок в магазине – это Билли. Некоторые с ним согласны. Побег они намечают на ранее утро. Надеются, что уже более или менее рассветет и все будут спать.
Зря понадеялись, конечно, потому что у входа их заловили фанатики и начали требовать жертвоприношения. И вот тут Олли совершает очень умный поступок – он убивает миссис Кармоди. Я не знаю, откуда у него пистолет, видимо, на случай ограбления. Но у меня только один вопрос: почему ты не сделал этого раньше? Спокойно бы все досидели до финала. Кстати, да, опять спойлер: те, кто остались в магазине, скорее всего, выжили.
Без лидера группа фанатиков рассыпается, и Дэвиду и прочим уже никто не мешает покинуть магазин. Они добегают до машины Дэвида, по дороге троих съедают. И вот машина покидает стоянку.
Дальше уже события развиваются по воле режиссера. В книге открытый финал. Здесь же Дэвид добирается до своего дома и узнает, что Стефани погибла, и группа решает двигаться вперед, пока не кончится бензин. Бензин заканчивается. Группа в молчании соглашается, что лучше быстрая смерть. Дэвид берет на себя эту участь и по очереди убивает всех, включая собственного сына Билли. На него самого патронов уже не хватает, поэтому он6 выходит из машины…
И сюрприз.
Туман закончился. Военные ведут зачистку. Среди военных видим ту самую женщину, которая дома оставила двух маленьких детей.
На самом деле я больше люблю неопределенную концовку Кинга, когда герои идут в неизвестность, и это в своем роде было новаторство. Но Фрэнк Дарабонт поставил настолько умную точку, что именно ею обессмертил фильм, обыграв абсолютно все шаблоны, которые есть в фильме. Ведь Дэвид – это герой из толпы, и по закону жанра он должен был всех спасти. Или, как минимум, собственного сына. Но он абсолютно никого не спас. Именно поэтому фильм входит и будет входить в списки рекомендуемых для просмотра.