Найти тему
СССР. Телехроника.

Ноябрь в 1989 году. Уроки с детьми-репатриантами

Большинство из них родилось в Средней Азии и прошло через то, о чем детям их возраста в конце 20 века вовсе не обязательно даже слышать – не то что видеть, знать и уж тем более чувствовать на себе. Но так уж вышло, что они – третье поколение людей, которые вынуждены начинать свою биографию с нуля. Их дедушкам и бабушкам пришлось привыкать к новой жизни на выселках, простившись с родными домами. Их родители делают то же, но уже на исторической родине, в Крыму, где кроме друг друга в общем-то они не нужны никому. Теперь же очередь перестраивать себя дошла и до этих ребят.

В белогорской школе № 2 идет урок крымско-татарского языка и литературы. Учебный материал здесь с удовольствием слушают и изучают представители самых разных народов. Учительница рассказывает ребятам о поэтах, которые считаются классиками: Усеине-Шамиле Тохтаргозы, Бекире Чобанзаде, Умере Ипчи. Не обходится и без слов, которые многие слышат впервые: ана – мама, ватан – родина, достлук – дружба. Их смысл дорог каждому. А значит, в целом между теми, кто присутствует на занятии, разницы нет никакой. Ведь самый главный и понятный среди людей – это язык добра и взаимного уважения, и постигают его люди всю жизнь.

Кабинет крымско-татарского языка стал своеобразным музеем в школе, куда ребята приходят и во внеурочное время. Только здесь можно увидеть предметы, некоторым из которых больше ста лет. Но атмосферу национальной культуры в классе создают не только они. Многие из сидящих здесь участвуют в творчестве ансамбля «Крымские бутончики», который специализируется на танцах и этнических песнях. А для любого учителя такой контингент – находка. Ведь это значит, что музыкальную паузу можно сделать прямо в середине урока – разрядив напряжения и напомнив детям о том, что в этой жизни действительно важнее всего.

Таким ноябрь 1989 года запомнился работникам крымского телевидения. А каким было наше прошлое в действительности, решать только вам!