Найти тему

Художники, которым не повезло

Оглавление

Серия 15: Андреа дель Сарто

Когда мы говорим о мастерах Высокого Возрождения, то чаще всего вспоминаем Рафаэля, Леонардо или Микеланджело. В их ослепительном сиянии талант некоторых других замечательных художников остается почти не замечен. О них редко упоминают. Я не буду следовать этой традиции и хочу посвятить небольшую серию статей художникам, которым не повезло. И начну, конечно, с мастеров Возрождения, чтобы познакомиться с ними хотя бы бегло.

Андреа дель Сарто

Андреа дель Сарто «Автопортрет» первая половина XVI века
Андреа дель Сарто «Автопортрет» первая половина XVI века

Этот флорентийский живописец был современником главных творцов Высокого Возрождения и в некоторых своих картинах совершенно не уступал им. Но родился чуть позже. Судьба беспощадна: художник рождается и застает некую художественную ситуацию готовой. Так Андреа дель Сарто работал уже на исходе эпохи, и его блеск был уже не так ярок.

Мадонна с гарпиями

Андреа дель Сарто «Мадонна с гарпиями» 1517 год
Андреа дель Сарто «Мадонна с гарпиями» 1517 год

Эта картина находится во Флоренции в галерее Уффици. Её название связано со странными крылатыми существами, высеченными в рельефе на постаменте. Только это не гарпии.

Из откровения Иоанна Евангелиста: «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы»
Из откровения Иоанна Евангелиста: «И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы»

Джорджо Вазари, к которому мы уже не раз обращались во время нашего разговора о Возрождении, в жизнеописании Андреа дель Сарто ошибся и назвал этих существ гарпиями - птицами с головами женщин из греческой мифологии. Эта ошибка почему-то вошла в историю искусства. И картина так и называется «Мадонна с гарпиями». Хотя на самом деле это скорее всего изображение саранчи из Апокалипсиса.

С первого взгляда мы можем оценить блеск исполнения этой работы!

-4

Обратим внимание на Богородицу. Её великолепная фигура завершается спокойным и прекрасным лицом. При этом нетрудно заметить, что Андреа дель Сарто воспользовался техникой сфумато - знаменитой леонардовской мягкой дымкой, которая окутывает форму и создает мягкость переходов.

Мы видим типичное для Высокого Возрождения стремление организовать картину. Личико и фигурка младенца рядом с матерью создают малый центральный круг всей композиции. Снизу он ограничивается книгой и драпировкой. Две главные перекрещивающиеся линии (опорная нога со второй свободной ногой) создают внутреннее движение и придают Богородице особенное изящество. Это совершенно классическая формула так называемого хиазма. В симметричном ритме вокруг Богородицы расположены двое святых. Слева стоит святой Франциск, а справа святой Иоанн Евангелист - любимый ученик Христа.

-5

Святой Франциск развернулся, и только голова повернута, в то время как святой Иоанн полностью повернут к нам. Это не жесткая симметрия, а свободное равновесие, которое организует картину в виде незыблемого единства. Это идея красоты, которая заключается в соединении единства и разнообразия. Если всмотреться внимательно, то видно, что и два ангелочка, шевелясь у ног Богородицы, дублируют эти разнообразные движения при симметричном расположении. Это и есть типичная для понимания ренессансной красоты композиция: фигуры расположены практически симметрично, но при этом свободны. И только постамент с так называемыми гарпиями - чистая архитектура. Он остается неподвижным, как и полагается постаменту.

Вот ещё некоторые значительные работы Андреа дель Сарто:

Надо сказать, что Андреа дель Сарто пережил разные периоды в своём творчестве. Картина «Мадонна с гарпиями» - это кульминация его пластического периода, а позже он уже склоняется к маньеризму. Но о маньеризме мы поговорим в другой раз. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.

Интересно, кому-нибудь из уважаемых читателей уже было знакомо имя Андреа дель Сарто? Делитесь в комментариях. А если статья понравилась, не забудьте про лайк. Пока пока.

14 серия Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня»⬅️|быстрое переключение|➡️16 серия Тициан – художник, который нарушил золотое правило ренессансной живописи