Серия 15: Андреа дель Сарто
Когда мы говорим о мастерах Высокого Возрождения, то чаще всего вспоминаем Рафаэля, Леонардо или Микеланджело. В их ослепительном сиянии талант некоторых других замечательных художников остается почти не замечен. О них редко упоминают. Я не буду следовать этой традиции и хочу посвятить небольшую серию статей художникам, которым не повезло. И начну, конечно, с мастеров Возрождения, чтобы познакомиться с ними хотя бы бегло.
Андреа дель Сарто
Этот флорентийский живописец был современником главных творцов Высокого Возрождения и в некоторых своих картинах совершенно не уступал им. Но родился чуть позже. Судьба беспощадна: художник рождается и застает некую художественную ситуацию готовой. Так Андреа дель Сарто работал уже на исходе эпохи, и его блеск был уже не так ярок.
Мадонна с гарпиями
Эта картина находится во Флоренции в галерее Уффици. Её название связано со странными крылатыми существами, высеченными в рельефе на постаменте. Только это не гарпии.
Джорджо Вазари, к которому мы уже не раз обращались во время нашего разговора о Возрождении, в жизнеописании Андреа дель Сарто ошибся и назвал этих существ гарпиями - птицами с головами женщин из греческой мифологии. Эта ошибка почему-то вошла в историю искусства. И картина так и называется «Мадонна с гарпиями». Хотя на самом деле это скорее всего изображение саранчи из Апокалипсиса.
С первого взгляда мы можем оценить блеск исполнения этой работы!
Обратим внимание на Богородицу. Её великолепная фигура завершается спокойным и прекрасным лицом. При этом нетрудно заметить, что Андреа дель Сарто воспользовался техникой сфумато - знаменитой леонардовской мягкой дымкой, которая окутывает форму и создает мягкость переходов.
Мы видим типичное для Высокого Возрождения стремление организовать картину. Личико и фигурка младенца рядом с матерью создают малый центральный круг всей композиции. Снизу он ограничивается книгой и драпировкой. Две главные перекрещивающиеся линии (опорная нога со второй свободной ногой) создают внутреннее движение и придают Богородице особенное изящество. Это совершенно классическая формула так называемого хиазма. В симметричном ритме вокруг Богородицы расположены двое святых. Слева стоит святой Франциск, а справа святой Иоанн Евангелист - любимый ученик Христа.
Святой Франциск развернулся, и только голова повернута, в то время как святой Иоанн полностью повернут к нам. Это не жесткая симметрия, а свободное равновесие, которое организует картину в виде незыблемого единства. Это идея красоты, которая заключается в соединении единства и разнообразия. Если всмотреться внимательно, то видно, что и два ангелочка, шевелясь у ног Богородицы, дублируют эти разнообразные движения при симметричном расположении. Это и есть типичная для понимания ренессансной красоты композиция: фигуры расположены практически симметрично, но при этом свободны. И только постамент с так называемыми гарпиями - чистая архитектура. Он остается неподвижным, как и полагается постаменту.
Вот ещё некоторые значительные работы Андреа дель Сарто:
Надо сказать, что Андреа дель Сарто пережил разные периоды в своём творчестве. Картина «Мадонна с гарпиями» - это кульминация его пластического периода, а позже он уже склоняется к маньеризму. Но о маньеризме мы поговорим в другой раз. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Интересно, кому-нибудь из уважаемых читателей уже было знакомо имя Андреа дель Сарто? Делитесь в комментариях. А если статья понравилась, не забудьте про лайк. Пока пока.