Найти тему

ПОКРОВ в народной традиции

Дата: Октябрьско-Ноябрьский период, от Новца до Полнолуния. В 2021 году 6—19 ноября, после Родительской (Дедов). Оптимальное для Руси воскресенье – 7 ноября.

По материалам книги-обзора славяно-русских праздников: © Виктор Крескин. "Русская Матрёшка - Праздьнъ в традиции"

Главное событие Покрова — начало осенне-зимнего свадебного сезона. "Въ русскомъ поученіи конца XVI ст. или начала XVII ст. "...говорится, что многіе неразумные "въ нароженіе мѣсяца… женитвы и посягання учрежають". Эти самые многочисленные в году сватовства и свадьбы, приуроченные в период двоеверия к "Покрову" (1/14 октября), "Казанской" (22 октября /4 ноября), "Кузьминкам" (1/14 ноября) и другим церковным датам, останавливал только Филипповский пост (Филипповки), начинавшийся 14/27 ноября. Но народная память сохранила прежние свадебные гуляния, когда-то приуроченные и к зимним дням: "Екатерины, женодавицы, покровительницы брака и невест" [24 ноября /7 декабря] (Петрушевич А. С.). Девичий праздник Покров приурочен к растущей Луне, отображающей молодой возраст Великой Богини, после выпадения первого снега или обильного инея на земле. "Кузьминки — об осени поминки" — перелом с осени на зиму. Сварожий Покров, начало Зимы, таким образом, празднуется в традиции при наличии двух составляющих: выпавший снег или обильный иней и Молодик (Новец) в период октября-ноября. Солнце в своем круге в этом месте 6 ноября (24 октября в старом стиле) проходит важную точку — между осенним равноденствием и зимним солнцестоянием.

"В селениях по р. Оке, и Поволжье этот день считается "девичьим праздником… Снималась изба, и девушки "ссыпались", т.е. каждая приносила муку и другие продукты для приготовления вечернего пиршества. Особенностью сбора продуктов было то, что хотя бы часть из них должна была быть похищенной у кого-либо. Без сомнения, это "воровство" провизии имело ритуальный характер. Веселье на кузъминках длилось от одного до нескольких дней" (Тульцева Л. А.). "В одном из списков "Слова об идолах" автор, упомянув Артемиду, сообщает, что языческим богам "молятся и куры им режуть и то блутивше сами ядять… О, убогая курята, яже на жертву идолом режются!" (Рыбаков Б. А.). Этнография определяет только один "куриный праздник" — девичьи кузьминки вслед за 9-й пятницей. Интервал между 9-й и 10-й пятницами равен одной неделе. К Мокоше-Неделе, Богине, находящейся постоянно среди людей и ближайшей к ним представительнице Великой Праматери, обращаются с просьбами об удачном замужестве. "В некоторых местах народ почитал ее [Пятницу] покровительницею брачных союзов, а сельские невесты прибегали под ее покров" (Терещенко А. В.).

Сварожий Покров считается важным праздником почитания "кузнеца" свадеб и семейного счастья. По восточнославянским народным преданиям, так или иначе, с огнём связаны Сварог, Перун и Змей-Ящер. С огнем подземным только Змей. Как хранитель мироздания, как неотъемлемая часть и свернувшийся обручем "привратник" ложесн Великой Богини, он принимает самое активное участие в обрядовых инициациях-перерождениях, изменяя жизнь обращающихся к нему. Вместе с христианизацией его функции перенесли на св. Касьяна, чей образ в народном сознании содержит двойственную оценку. "Мотив битья дьявола связывает образ св. Касьяна с комплексом традиционных представлений о кузнеце как творце, преобразователе, сдерживателе злых сил. Эти представления нашли отражение в повествовательных жанрах русского фольклора (сказке, легенде), в святочных играх (игра в кузнецов, перековывающих старых на молодых, и других)" (Мадлевская Е. Л.). Созвучие Кассиан (Касьян) и Косма (Кузьма) ускорило переход функций коваля свадеб со Змея-Ящера-Кащея на Кассиана, а с него на Косму. Обратим внимание и на то, что в прошлом браки заключались у границ "нижнего" мира — у Воды или растущего Древа. "Фатой покрывают молодую согласно религиозному ритуалу (в церкви или около воды)" [пер.] (Вовк Хв.).

-2

Здесь необходимо вновь вернуться к изначальному значению Змея — покровителя союза мужчины и женщины, соблазнившего библейскую Еву. "Вотъ почему и въ заговорахъ на любовь обращаются къ огненному Змѣю… Вслѣдствіе такого значенія огненный Змѣй поставляется въ тѣсную связь съ пѣтухомъ, котораго такъ щедро, надѣлила природа эротическими наклонностями" (Никифоровский М. Д.). Похититель красавиц, обольстительный любовник, он является и покровителем брачных союзов.

Кузня, молот, "ковка" свадеб относятся и к верхнему — небесному и к нижнему — хтоническому мирам. Для сравнения: на 28 пианопсиона (октябрь-ноябрь) в каждом четвёртом году приходится праздник — Гефестии в честь греческого Бога земного и подземного огня, покровителя кузнечного дела Гефеста, который сопровождается факельным шествием. Напомним: Гефест стараниями переводчика соотнесён в "Хронике" Иоанна Малалы со Сварогом, хотя кроме этих вставок никаких данных, подтверждающих связь Сварога с кузней и клещами, в этнографии нет. Из перевода хроники Малалы Сварог с функциями египетского Божества перекочевал в повесть временных лет. Нам известно, что со времени христианизации, в разных упоминаниях кузнечный молот увязан только с "привратником ада" св. Касьяном, "злопакостным и немилостливым". Однако по украинским поверьям он считается покровителем девушек, чьи родители молятся ему, чтобы он оберегал дочерей в чистоте и целомудрии (Войтович В. М.). По одной из книжно-народных повестей, христианский Касьян не только пользуется молотом, но и обладает способностью "… жечь бесов, как только Касьян приближался к ним " (Мадлевская Е. Л.).

Столетия периода двоеверия перемешали, раскидали по разным церковным датам обращения к мужскому и женскому Божествам, в связи с чем появились "Матушка Кузьмадемьян", "Матушка Пятница Параскева", "Матушка Покров" и "Покров-Батюшка", "Батюшка Козьма-Демьян" и другие комбинированные образы. Из жития Космы и Дамиана известно, что они не имели никакого отношения ни к курам, ни к свадьбам, ни к кузнечному делу. Это наши предки, в период церковных преследований, перенесли на ближайшие даты почитания святых традиционные обряды, ранее связанные с природным календарем и Богами-покровителями. Так, в некоторых губерниях молитвенная просьба сковать свадьбу как можно крепче, была обращена к святому апостолу Луке [день памяти 31 октября по новому или 18 октября по старому стилю], по житию также никакого отношения к кузне и свадьбам не имевшему (Власова 3.И.).

-3

Что касается церковного праздника "Покрова", то он также не имеет к народному календарю и, особенно, к свадебной обрядности, никакого отношения. В 1894 году бельгийский учёный Франц Кюмон опубликовал обнаруженную им хронику царствования византийских императоров, т.н. "Брюссельскую хронику", в которой содержится упоминание о походе русов и называется точная дата события — 18 июня 860 года. [Васильев А. А. История Византийской империи: Первое русское нападение на Константинополь]: "Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один — десять лет, и с Василием — один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены". Этот церковный праздник известен только в русской православной традиции: "Ни в Болгарии, ни в Сербии, ни в Молдавии и Валахии этот праздник до освобождения Балкан от османского ига вообще не был известен" (Лихачев Д. С.). Его учреждение во Владимиро-Суздальской Руси духовным окружением Андрея Боголюбского должно было подчеркнуть особое покровительство Богоматери "новой Руси" и ее князю. "Андрей и его церковники позаботились о том, чтобы центральная святыня стольного Владимира и Владимирской Руси — Владимирская икона — продолжала "творить чудеса" (Воронин Н. Н.). Как видим, "Покров", введенный Боголюбским на Руси, и по времени, и по содержанию имел довольно существенное отличие от реальных исторических событий. Принятие народом этого нововведения стало возможным только благодаря совпадению названия с исконным народным праздником.

-4

Осенне-зимние девичьи собрания относятся к таким же обрядам инициации, что и весенне-летние: и там и тут в это время играется наибольшее количество свадеб. Сходство знаков, присутствие красного цвета в одежде, дополняется на Сварожье символикой калины: "На Кузьмишки калинники пекли, пироги с калиной. А ещё возьмут, раскалят ягоды калины и в квас добавют, и на Кузьмишки молодежь квас-то этот и пьет" <…> "В Кузьминки три дня ссыпались, наряжались и обязательно запон расшитый "калинкой" одевали, калинники пекли" … Запоны, украшенные узором "калинка", должны были быть у каждой девушки, достигшей 16–17-летнего возраста. Позднее в таких запонах девушку возили под венец" (Моисеева С. А.). Осенне-зимний переход, по ритуалам девишников, хотя и имеет свои особенности, практически полностью идентичен весенне-летнему. Здесь также проявляется символика единения "верха" и "низа", те же обращения к Божествам с просьбами о покровительстве в создании семьи, бабьи "куриные праздники", предваряющие девичьи гуляния и демонстрации невест, аналогичные "Гоньбе Утушки". "В этот день "девки себя показывают» (Шангина И. О.).

Ещё одна особенность Сварожек — организуемое девушками окрутничество, потешные "мальчишники" и "свадьбы". Это магическое обновление мужского начала, угасшего вместе с летним солнцем, обеспечивает возобновление, воспроизводство его активности в зимний период. Если купальский обряд направлен на рождение Бога-Хлеба из семени Ярилы, то изготовление и уничтожение соломенного изваяния в Покров окончательно закрывает союз остывших Неба и Земли, возвращая их в "добрачное" состояние.
©В.К.

#кузьминки #народныйпраздник #язычество #народныйкалендарь #покров #крескин_русскаяматрёшка #сварог #девишник #языческийпраздник #праздникпокров