«Киностудию «Таджикфильм» нужно переименовать в Киностудию обрезков, ну, или в Киносоюз руки-ножницы», – шутит подруга по поводу решения Таджикистана вырезать из фильмов и сериалов сцены, порочащие национальные ценности.
По новым правилам, фильмы, предлагающиеся к прокату на территории республики, должны пройти цензуру. Если же какой-то кинотеатр или телеканал решится показать кино, не прошедшее лицензирование, его ждут крупные штрафы.
Мне стало любопытно, по каким критериям «Таджикфильм» оценивает на соответствие национальным ценностям. Интересная получилась картина.
Под угрозой быть урезанными или вовсе не допущенными на экран оказались десятки шедевров мировой классики. В том числе золотые работы, рекомендуемые к обязательному изучению на курсах сценаристов и режиссеров для воспитания безупречного вкуса.
Названия культовых фильмов, которые ожидаемо вступят в противоречие с таджикской нравственностью, в моем сознании вертелись как фрагменты калейдоскопа, сменяя друг друга на огромной скорости. Я попробовала составить свой список «неугодного кино» и предлагаю вам дополнить его в комментариях.
«Сладкая жизнь» маэстро Федерико Феллини, в которой раскрывается подноготная богемного общества. Соблазн, пороки, неприкрытая женская сексуальность, большие и маленькие любови, гламур без масок и гедонизм. Лента изобилует сценами, которые можно классифицировать как чрезмерно откровенные и бросающие вызов духовно-нравственным нормам таджиков. И практически в каждом творении «романского любовника» Феллини найдется что-нибудь этакое «неподходящее».
Ярлык чрезмерно откровенных легко наклеить на культовые «Орфей» Жана Кокто, «Девять с половиной недель» Эдриана Лайна, «Основной инстинкт» Пола Верховена, «Виридиана» Луиса Бунюэля, «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча, «Широко закрытые глаза» Стэнли Кубрика, «Большой Лебовски» братьев Коэн.
В общем, на огромное число хороших режиссерских работ, затрагивающих темы любовных отношений, плотских удовольствий, супружеской неверности, опасных соблазнов, поиска настоящей любви и бессилия маленького человека. А в жанровом плане это детективы, триллеры, драмы, автобиографии, мелодрамы, нуар.
Не сумеют избежать ножниц цензоров социальные драмы и триллеры, где сюжет требует сцен моральной и физической жестокости.
Думается, по указке властей не видать таджикам в полноценном виде множество азиатских шедевров. Таких как «Цзюй Доу» Чжана Имоу, «Легенда о Нараяме» Сехэя Имамуры, «Я видел Дьявола» Кима Чжи Уна, Олдбой «Пака Чхан Ука», «Развод Надера и Симин» Асгаара Фархади или «Расемон» Акиры Куросава.
Могу только посочувствовать любителям остросюжетных психологических триллеров и детективов. Запрет автоматически исключает показ на большом экране фильмов «Молчание ягнят» Джонатана Демми, «Семь», «Зодиак», «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера, «Законопослушный гражданин» Феликса Гэри Грея и множества всемирно известных лент в этом жанре.
Из-за опасности романтизации насилия цензоры отказались от «Крестного отца», «Девушки с татуировкой дракона», «Славных парней». Также не ко двору пришлись боевики, ужастики, а с ними и фантазийные фильмы из-за несоответствия национальному менталитету.
Из-за табу на пропаганду чужой культуры кандидатами на вылет становятся ленты широкого тематического спектра, от религиозных сюжетов до однополой любви. Как, например, биографический фильм «Богемская рапсодия» о группе Queen, которая недавно была запрещена в Таджикистане.
В общем, сложнее сказать, что можно будет показать в Таджикистане. Я считаю, что это очень несправедливо по отношению к обычному зрителю. Ведь взамен местным кинематографистам предложить нечего. Не стоит удивляться, что в кино ходить народ не будет. Лучше уж втихую дома смотреть действительно классные вещи.
А какими культовыми фильмами, которые обязательно стоит посмотреть, вы бы пополнили список кино, которое не пропустит «Таджикфильм»? Напишите в комментариях, пожалуйста.