Юрий Николаевич Мамонтов
ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ТОГО ГОДА
Лето 1955 года. Экипаж вертолёта Ми-4 Управления Полярной авиации (вертолёт передан из ВВС) выполняет задание по доставке киногруппы «Ленфильма» из бухты Тихая (ЗФИ) на аэродром Нагурское.
Командир экипажа имеет опыт полётов в этом районе Арктики. Задание экипаж получил от начальника аэропорта.
Днём произведён взлёт и через Британский пролив вертолёт, меняя маршрут (полёт происходит визуально), пробует перемахнуть через вершину купола Брусилова (остров Земля Георга).
Высота полёта 500 метров. Но погода меняет желание командира вертолёта, вертолёт входит в туман. Началось обледенение. Вертолёт теряет высоту 100 метров. Понимая опасность дальнейшего выполнения полёта, командир экипажа разворачивает вертолёт на обратный курс и ... задевает на развороте передней стойкой шасси за склон ледника, затем сносит полностью основные шасси, падает на левый борт и разрушается. Гибнет экипаж.
Шесть пассажиров, в том числе один ребёнок, остаются один на один со льдами и снегом. Девять дней идут поиски. Измученных, раненых и испуганных пассажиров нашли только на девятые сутки тяжёлых поисков в Арктике.
МЫС СЕМЕРЫХ
Осенью 20 октября 1963 года с аэродрома Нагурское производит взлёт Ил-14 (СССР-04197). Пилотирует самолёт экипаж 254 авиаотряда Управления Полярной авиации.
Задание: разведка ледовой обстановки для вывода ледокола «Индигирка» из ледового плена.
Помимо экипажа Ил-14 на борту 2 арктических специалиста. Связь с самолётом пропала через 3 часа 40 минут. Погода плохая. Нижний край облачности в отдельных местах менее 100 метров. Шли осадки. Местами туман. Видимость в лучшем случае 1000 метров, реально менее. Обледенение. Сильный ветер. Шло ухудшение погоды. Экипаж неоднократно запрашивал погоду по району разведки. Данные погоды экипаж не получил. Экипаж продолжает выполнять задание. Последний доклад экипажа был севернее острова Гофмана: «Курс 110 градусов. Высота полёта 200 метров визуально».
Самолет прошел севернее острова Греэм-Белл и, облетев его с юга, вошел в пролив Моргана. Запросив работу приводной радиостанции аэродрома Греэм-Белл, получил отрицательный ответ: «Не работает!» Нажали кнопку радиосвязи — получили с земли место пеленга. На карте горный массив по обоим берегам пролива Моргана. Вроде бы прошли опасное место узкого пролива. Экипаж разворачивает Ил-14 на аэродром Греэм-Белла и фактически выполняет полёт над поднимающимся склоном ледникового массива. Высота 150 метров. Столкновение со склоном ледника, останки разрушающегося самолёта летят ещё 700 метров и остаются на склоне, возникает пожар. Самолёт найден полностью разрушенным и сгоревшим на склоне ледника острова Греэм-Белл (средняя часть пролива Моргана). Западный мыс острова Греэм-Белл назван Мысом Семерых.
ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ!
С чем сталкиваются терпящие бедствие в Арктике и какие необходимые действия ждут их? Холод, отсутствие строительного и горючего материала усложняет выживание в зоне аварии. Гибель в Арктике вероятна от переохлаждения, простудных заболеваний, истощения и ран. В первые минуты необходимо заставить себя успокоиться и попытаться здраво оценить обстановку. Угрозу представляет не само происшествие, а последствия неправильных действий человека. Необходимо осмотреть всю группу на предмет травм, оказать помощь нуждающимся. Привести одежду в необходимый порядок и даже перераспределить одежду. Привести инвентаризацию всех вещей и создать неприкасаемый запас. Определить тактику дальнейших действий: создать убежище, провести поиск площадки для спасательного вертолёта (Ми-8 50Х30 метров). Организовать круглосуточное наблюдение для подачи сигнала бедствия поисковому вертолёту. Работа по поиску очень трудная. Сильные туманы, снегопады, ледяные дожди, пурга, метели не позволяют быстро найти попавших в беду. Нет ориентиров, дорог. Передвижение человека затруднено, если не сказать невозможно. На льдах выжить после аварии проблематично, долговременное проживание невозможно. Переход по дрейфующим льдам невозможен. В крайнем случае необходимо лечь на лёд, подложив под себя какой-либо мешок, накрыть себя свободной тканью и ждать, чтобы снег стал заметать и создавать какое-никакое укрытие. Передвижение ночью без специального оборудования затруднено.
Жизнь в Арктике сконцентрирована в небольших посёлках, на метеостанциях, которые не так часто можно найти. Единоборство с холодом начинается с убежища. Даже при наличии палатки строительство убежища является первостепенным. Палатка может защитить от осадков, ветра, но никак ни от мороза.
Убежище. При создании убежища из традиционных средств (обломков самолёта или вертолёта, ткани, дерева) не удаётся создать герметичность, поэтому убежище из снега наиболее надёжно. Тепло будет рядом с вами. Вовремя построенное убежище не будет продуваемым, тёплый воздух не будет улетучиваться через многочисленные щели поломанного летательного аппарата. Тем более под воздействием ветра убежище из дерева или металла может обрушиться и ранить обитателей, терпящих бедствие.
Снег обладает хорошими теплоизоляционными свойствами, легко поддаётся обработке. Главное — простота строительства. Время возведения такого убежища, как правило, полтора часа.
А при строительстве второго, более надёжного и крепкого, время сокращается существенно.
Перед началом строительства необходимо соорудить ветрозащитную подковообразную стенку из палок и какой-либо ткани. При тридцатиградусном морозе снаружи, внутри снегового дома будет пять градусов тепла. Полярные исследователи с помощью примусов доводили внутреннюю температуру до плюс тридцати градусов. Одержать победу над стихией такой дом поможет.
В убежище нужно держаться плотнее друг к другу. Одежду застегнуть. Манжеты подтянуть. Капюшон одеть. Мокрую одежду выжать и по возможности просушить. Подложить под себя теплоизолирующую подстилку. В убежище положить инструмент для расчистки входного отверстия. В ночное время из убежища не выходить.
Не помешает горячий чай или бульон. Сахар — отлично! Рыбалка, гнездовья птиц, охота на птиц поможет с питанием. Голод снижает сопротивляемость организма холоду.
Согревать конечности необходимо всеми доступными способами (широкие махи, растирание). С холодом нужно активно бороться. А тепло нужно беречь. Долговременное выживание зависит от состояния одежды и обуви, хорошо построенного убежища, наличия горючего, еды, физического и морального состояния человека.
Холод. Статистика говорит, что причина 15% погибших туристов — переохлаждение. Ветер и влажность изматывают. Сильный ветер быстро выхолаживает тело человека и не даёт возможность передвигаться. Фактическая температура минус 3 градуса при скорости ветра 10 метров в секунду воспринимается человеком как минус 20 градусов холода. Попавший в непривычные условия жизни обязан верить в свои силы и успешный гарантированный поиск.
Обычная одежда может защитить человека лишь на короткий срок, и это отпущенное время необходимо использовать для создания убежища. Теплозащитные свойства одежды зависит от вида ткани. Одежда должна быть многослойной, как капуста. Четыре-пять слоёв удерживают наиболее эффективно тепло. Три тонких свитера греют лучше, чем один плотный, так как между ними образуется воздушная прослойка. Мягкая шерстяная ткань. Должны быть как бы запаянные воздушные поры. Самая верхняя современная синтетическая ткань позволяет быть не продуваемым и легкоподвижным, она не стесняет движения, к ней не пристаёт снег, она почти не промокает и быстро сохнет. Но есть и недостаток — повышенное потоотделение при выполнении работ. (Любопытно, но коренной житель Севера не согласится поменять свою оленью одежду на эту. Путешественники говорили, что это самая правильная одежда, и я видел их именно в этой национальной одежде).
Лицо так же необходимо защитить от ветра и обморожения. Особо необходимо обратить внимание на ноги. Чистые ноги и чистые носки продлевают «комфортное» время сопротивления непогоде. Почти все обморожения приходятся на ноги. Поэтому в первые минуты после аварии необходимо обратить внимание на состояние своих ног. Обувь, носки, портянки должны быть сухими. Будет здорово, если есть запасные. Из остатков ткани необходимо сделать бахилы, обмотав ими ноги. Но какая бы хорошая одежда не была, она всё равно защитит вас лишь на непродолжительное время - на несколько часов. Это время необходимо использовать с толком.
Никакая одежда от гибели не убережёт, кроме веры в свои силы и твёрдого желания жить. Срок сопротивления низким температурам зависит от психического состояния человека. Чувство постоянного страха многократно снижает вероятность выжить. Паническая боязнь замёрзнуть ускоряет замерзание. «Я не боюсь холода! Я могу защитить себя от холода! Меня найдут!» - эта вера спасёт человека, она разумно экономит силы и время. Разделение группы на две, три не оправдывает себя. (Положительные примеры разделения единичны). Деление только усугубляет тяжесть положения. Цепочка ошибочных решений приводит к трагедии. Таковыми могут быть попытки идти куда-то, не создавать убежище, бесцельно тратить силы.
Пассивное ожидание помощи при сильных морозах с ветром предпочтительнее самостоятельного поиска выхода к людям. Силы необходимо беречь. Они пригодятся. Легкомыслие, пренебрежение к мерам безопасности, надежда на «авось» приведут к трагедии. Двукратный запас одежды на холод желателен. Необходимо знать признаки наступления ненастья, например усиливающийся ветер.
Ну вот вкратце всё, чему нас, лётчиков ПВО, учили. Мы многократно сдавали зачёты во всех местах лётной службы.
Да, далеко от дома при вас всегда должны быть три вещи: компас, ветростойкие спички в непромокаемой упаковке, хороший нож (прочный, держащий лезвие, с участком пилы на противоположном конце лезвия). Не будут лишними свисток для подачи сигнала и маленькое зеркало для сигнала спасательному вертолёту.
В заключение я желаю нашим читателям, чтобы пилоты, доставляющие вас, всегда производили посадки на заданных аэродромах, и вы никогда не были объектом поиска службы спасения.