Найти тему
КиноРаритет

«Прометей» Ридли Скотта: а что же нам показали в начале?

Трактуя образы «тупых учёных», как злую карикатуру Ридли Скотта на современного кинозрителя, я вовсе не отделяю себя от общей массы. Сам люблю расслабиться и бездумно насладиться аттракционом. Сам зачастую ленюсь включить мозги даже на заведомо непростых картинах. А два приквела к «Чужому» - совсем не просты.

Я только с третьего просмотра дотумкал, что же нам показывают в самом начале «Прометея». И – нет! – это вовсе не зарождение жизни на Земле по добродушным планам инопланетных Инженеров. Тогда что же?

С первого просмотра действительно может показаться, что вот – высокоразвитые инопланетяне прибывают на Землю, чтобы заселить её разными животными формами, в том числе – человеком. Один даже самоотверженно жертвует собой ради этой благородной цели. Но, постойте! Неужели цивилизация, сумевшая овладеть сложнейшими технологиями, преодолевающая гигантские пространства, не смогла придумать более гуманный и менее саморазрушительный способ порождать жизнь, чем «выпить яду»?! Это как-то странно.

Как это часто бывает, ключом к разгадке сложносочинённого произведения может служить его название. Вспоминаем миф о Прометее. Он был титаном, урождённым богом. Именно он – согласно мифологии – создал людей, слепив их из глины. Он защищал их от гнева других богов. И он даровал им отнятый ранее богами огонь, выкрав его с Олимпа и тайком вернув на Землю. За это он был жестоко наказан богами.

-2

Так, как же можно трактовать начало фильма Ридли Скотта, памятуя, чьим именем он назван? Да, как зарождение жизни на Земле через самопожертвование, но совершённое не всей цивилизацией Инженеров, а одним отщепенцем – тем «Прометеем», который «лямзит» у «богов» «огонь жизни» и приносит его на Землю тайно от них. Жертвуя собой, он, распадаясь на атомы, смешивается с водой и землёй (из смешения воды и земли появлялся человек в древнегреческом мифе), и ДНК его становится основой ДНК всех живых сущностей на до того не заселённой планете.

У такой трактовки, впрочем, есть изъяны. Когда скоттовский Прометей выпивает чашу с таинственной разрушительной жижей, над ним висит корабль его собратьев. Он взмывает и скрывается в облаках в тот момент, когда чаша испита – будто сидящие в инопланетном звездолёте наблюдали за действиями оставшегося на Земле.

-3

Вот и думается мне, что в изложении Ридли Скотт миф о Прометее изложен в обратном порядке. Мы видим казнь Прометея – за какие-то проступки (может, и за эксперименты с новой жизнью) он приговорён к тому, чтоб выпить яд (а в Древней Греции такой приговор был распространён, так казнили, например, Сократа). Сам себе палач, он и не подозревает, что станет порождением жизни на этой безлюдной планете, которую выбрали в качестве места для приведения приговора к исполнению. И вот такая трактовка ещё более объясняет, почему же Инженеры вовсе не рады были встретить свои создания – людей. Люди не были желанными «детьми» даже для того Прометея, который их породил – породил совершенно случайно, вовсе это не предполагая.

Как вам такое видение того, что происходит в начале «Прометея»? Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями на этот счёт.

Читайте также:

«Прометей» + «Чужой. Завет»: почему там такие тупые учёные и самонадеянные астронавты?

«Чужой. Завет» Ридли Скотта: зачем андроиду флейта?