При создании предприятия для финансирования первичной деятельности фирмы участники вносят деньги в уставный капитал. Согласно ст.90 Гражданского Кодекса РФ:
«1. Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости долей, приобретённых его участниками.
Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определённой законом об обществах с ограниченной ответственностью.»
Согласно ст.99 Гражданского Кодекса РФ:
«1. Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретённых акционерами.
Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об акционерных обществах.»
Для организаций законом императивно устанавливается минимальный размер уставного капитала:
• Для ООО – не менее 10 000 рублей;
• Для ПАО – не менее 100000рублей;
• Для НАО – не менее 10000рублей.
Для определённых видов деятельности, которые носят повышенную важность для граждан, юридических лиц и государства законодательство устанавливает специальные правила в части формирования уставного капитала и прежде всего его размера. Так соответствующие особенности установлены для организаций:
• Производство этилового спирта (за исключением производства этилового спирта по фармакопейным статьям) вправе осуществлять казённые предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей- пункт 9 статьи 8 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);
Производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции (за исключением производства водки) вправе осуществлять казённые предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 миллионов рублей- пункт 2.1 статьи 11 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);
Производство водки вправе осуществлять казённые предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 80 миллионов рублей- пункт 2.2 статьи 11 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей- пункт 5 статьи 16 ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»);
• Минимальный размер уставного капитала на день подачи ходатайства о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций устанавливается в сумме:
1) 1 миллиард рублей - для вновь регистрируемого банка с универсальной лицензией;
2) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемого банка с базовой лицензией;
3) 90 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, за исключением минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента;
4) 300 миллионов рублей - для вновь регистрируемой небанковской кредитной организации - центрального контрагента.– статья 11 ФЗ «О банках и банковской деятельности»);
• Минимальный размер уставного капитала страховой организации (за исключением страховой организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование) определяется на основе базового размера её уставного капитала, равного 300 миллионам рублей, и следующих коэффициентов:
1 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных пунктами 2 - 6 статьи 4 настоящего Закона;
1,5 - для осуществления страхования объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона;
2 - для осуществления перестрахования, а также страхования в сочетании с перестрахованием.
Минимальный размер уставного капитала страховой организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование, устанавливается в сумме 120 миллионов рублей.– пункт 3 статьи 25 ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
Фактически обычно данный взнос отражается как внесение денежных средств на расчётный счёт предприятия. Достаточно быстро с расчётного счета деньги уходят на текущие нужды. Зачастую установленная законом величина уставного капитала создаётся кратковременно, чтоб показать контролирующим органам состоятельность предприятия. После представления отчётности денежные средства часто возвращаются займодавцу, участникам, либо в проекты из которых они кратковременно изымались. В случае банкротства предприятия обычно у него нет не только ресурсов для погашения задолженности перед кредиторами, но и для финансирования процедуры банкротства. Суды не начинают ликвидацию должников при отсутствии финансирования процедур банкротства. Ответственность участников, согласно ст.56 ГК РФ определена размером уставного капитала. Но они уже его внесли: берите, если сможете от того, что осталось. Часто перед ликвидацией сменяются руководители и участники должника и его юридический адрес. И претензии можно предъявлять только к бомжам. Обычно, перед банкротством предприятия, с него активно осуществляется вывод активов, который сложно оспорить, в том числе и из-за недостатка информации и пропущенных сроков исковой давности. И поэтому предприятие даже с огромным уставным капиталом нередко оказывается пустым отсутствующим должником.
Поэтому встаёт вопрос, а зачем нужен вообще уставной капитал. Участникам, руководителям предприятия проще своими средствами или привлечением стороннего финансирования подпитывать предприятие по мере необходимости. Финансирование деятельности- это одна из задач уставного капитала при создании предприятия. Но гарантируется ли возвратность кредитов, исполнения сделок с контрагентами? Нет. С обывательской точки зрения чем больше уставной капитал, тем солидней надёжней компания. Но обычно- чем больше активов, тем на большие суммы совершаются сделки и часто несколько крупных сделок могут превышать активы предприятия. Но казалось бы: можно истребовать обратно товар и продавец будет 100% защищён. Но как практика показывает возвратить товар не так просто и быстро. Не факт, что он вернётся в том же состоянии, комплектации. И помимо физического ущерба, стоит вопрос о моральном устаревании продукции. Например, сегодняшние современные компьютеры, через год и за половину стоимости не продать. Автолюбители знают: машина, отогнанная от ворот завода, сразу теряет 10% от стоимости. Казалось бы, я её купил 10 минут назад: все блестит новизной, автомобиль в идеальном состоянии- но тем не менее цена серьёзно падает. То есть у продавца товара, в случае если он сможет вернуть свой товар, неминуемы серьёзные убытки. А что говорить, если товар ушёл неизвестно куда- кредитор может забыть про свои деньги и вот появилось ещё одно предприятие с проблемными долгами. Цепная реакция пошла…
Спасает ли кредиторов очень крупный уставной капитал? За счёт чего вкладчики банка получают свои деньги? За счёт пресловутого крупного уставного капитала? Нет! За счёт резервирования денежных средств в Центральном банке РФ. Согласно п.4 ст.33 Федерального закона от 23.12.2003 года №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»: «Денежные средства фонда обязательного страхования вкладов учитываются на специально открываемом счёте Агентства в Банке России. Банк России не уплачивает процентов по остаткам денежных средств, находящимся на этом счёте.»
Для банка такое отвлечение финансовых ресурсов неудобно. Данные деньги можно было заставить работать, приносить дополнительную прибыль. Но как говориться всех денег не заработаешь, а результат от резервирования налицо: вкладчики менее настороженно относятся к банкам и более охотно вносят свои деньги даже в маленькие малоизвестные банчки. Как известно, банки- это кровеносная система экономики. И если финансовые учреждения надёжны, то устойчивей и экономика страны. Менее губительней кризисы и паника на финансовых рынках. Но почему бы не экстраполировать банковские новации и на все юридические лица? Если во главу угла при создании предприятия и продолжении деятельности поставить не мифический уставной капитал, а- деньги направляемые в безвозвратный резерв, размещаемый либо в банке, либо в страховой компании, либо в том же Агентстве по страхованию вкладов.
Согласно ст.14 Федерального закона от 23 декабря 2003 года №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»:
«1. В целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов создается Агентство по страхованию вкладов.
2. Агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом от 25 февраля 1999 года №40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее - Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»).»
Согласно ст.15 Федерального закона от 23 декабря 2003 года №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»:
«1. Целью деятельности Агентства в соответствии с настоящим Федеральным законом является обеспечение функционирования системы страхования вкладов.
2. При осуществлении функций по обязательному страхованию вкладов Агентство:
1) организует учёт банков (ведёт реестр банков);
2) осуществляет сбор страховых взносов и контроль за их поступлением в фонд обязательного страхования вкладов;
3) осуществляет мероприятия по учёту требований вкладчиков к банку и выплате им возмещения по вкладам;
4) имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований настоящего Федерального закона мер ответственности, предусмотренных статьёй 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нормативными актами Банка России;
5) инвестирует временно свободные средства фонда обязательного страхования вкладов в депозиты Банка России и (или) в иные активы (объекты инвестирования) в соответствии со статьёй 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
6) имеет право требовать от банков размещения информации о системе страхования вкладов и об участии в ней банка в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков;
7) определяет порядок расчёта страховых взносов в соответствии со статьёй 36 настоящего Федерального закона;
8) осуществляет иные полномочия, направленные на достижение поставленных перед Агентством в соответствии с настоящим Федеральным законом целей.
3. Осуществление Агентством функций по обязательному страхованию вкладов на основании настоящего Федерального закона не требует получения лицензии на осуществление страховой деятельности.
4. Агентство в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций.
5. Агентство вправе осуществлять операции по реализации имущества (предмета залога), являющегося обеспечением исполнения обязательств кредитных организаций - контрагентов Банка России по кредитам.»
На данный момент высказывается сожаление некоторых экспертов, что отсутствует государственный орган (как раньше Федеральная Служба по Финансовому оздоровлению), который контролировал банкротные предприятия и представлял интересы государства в процедурах банкротства. По крайней мере уполномоченному органу можно было бы передать функцию аккумулирования и выплаты взносов, мониторинга своевременности оплаты и инициирования процедур принудительной ликвидации должника.
Данный резерв можно было бы использовать только при добровольной ликвидации или банкротстве компании. Контрагент заключая сделку с предприятием будет знать, что данное предприятие при банкротстве на расчёты с кредиторами может направить такую сумму, а это предприятие такую. И у контрагентов будет выбор с кем заключать сделку и на каких условиях: с одним только по предоплате, а с другими можно и с рассрочкой платежа. Многие возразят, что данные резервы будут дополнительной финансовой нагрузкой на малые предприятия. Конечно, любой рачительный предприниматель экономит каждую копейку, а тут... Но с другой стороны, сколько сейчас брошенных предприятий с долгами по всей России: сотни тысяч. И данная мертвечина, как тромбы закупоривают финансовые потоки и способствуют увеличению не платежей. Федеральная Налоговая служба не может подавать на банкротство не списывать данных должников. А если финансировать ликвидацию данных должников, то на это уйдёт огромные средства из бюджета. Да и как мы вспомним: банки тоже были не рады резервированию. Но как то уже работаем и уже все забыли про данные неудобства.
Многие виды деятельности сейчас требуют страховки: нотариальная, оценочная, арбитражное управление и т.д.. Согласно ст.24.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»:
«1. Договор обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего за причинение убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве должен быть заключён со страховой организацией, аккредитованной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, на срок не менее чем год с условием его возобновления на тот же срок.
2. Минимальный размер страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего составляет три миллиона рублей в год.
В течение десяти дней с даты утверждения арбитражным судом в процедурах, применяемых в деле о банкротстве (за исключением дела о банкротстве отсутствующего должника, а также должника, балансовая стоимость активов которого не превышает сто миллионов рублей), внешнего управляющего и конкурсного управляющего они дополнительно должны заключить договор обязательного страхования своей ответственности по возмещению убытков, причинённых лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей в деле о банкротстве, со страховой организацией, аккредитованной саморегулируемой организацией арбитражных управляющих. Размер страховой суммы по указанному договору определяется в зависимости от балансовой стоимости активов должника по состоянию на последнюю отчётную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применяемой в деле о банкротстве, и не может быть менее чем:
три процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над ста миллионами рублей при балансовой стоимости активов должника от ста миллионов рублей до трехсот миллионов рублей;
шесть миллионов рублей и два процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над тремястами миллионами рублей при балансовой стоимости активов должника от трехсот миллионов рублей до одного миллиарда рублей;
двадцать миллионов рублей и один процент размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над одним миллиардом рублей при балансовой стоимости активов должника свыше одного миллиарда рублей.
4. Объектами обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего являются имущественные интересы арбитражного управляющего, не противоречащие законодательству Российской Федерации, связанные с его обязанностью возместить убытки лицам, участвующим в деле о банкротстве, или иным лицам в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве.
5. Страховым случаем по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего является подтверждённое вступившим в законную силу решением суда наступление ответственности арбитражного управляющего перед участвующими в деле о банкротстве лицами или иными лицами в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи.
6. Страховым риском по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего является вероятность наступления ответственности по обязательствам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, за исключением наступления ответственности в результате:
причинения убытков вследствие непреодолимой силы, негативных последствий деятельности, связанной с использованием ядерного топлива, в том числе загрязнения атмосферного воздуха, почвы, водного объекта, радиоактивного загрязнения окружающей среды, облучения граждан, а также военных действий, вооружённого мятежа, народного волнения, действий незаконного вооружённого формирования, террористической деятельности, введения военного или чрезвычайного положения;
причинения морального вреда;
противоправных действий или бездействия иного лица;
действий или бездействия арбитражного управляющего, не связанных с осуществлением им полномочий в деле о банкротстве.
В указанных в настоящем пункте случаях причинённые убытки подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. При наступлении страхового случая страховщик производит страховую выплату в размере причинённых лицам, участвующим в деле о банкротстве, и иным лицам убытков, установленных вступившим в законную силу решением суда, но не превышающем размера страховой суммы по договору обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего.»
Страховка удобна тем, что Страховой взнос обычно меньше в 500 раз страховой суммы. То есть, если малое предприятие платит всего 1000рублей, то она застрахована на 500000рублей- приличная сумма достаточная для проведения процедур банкротства и частичного расчёта с кредиторами.
Ряд видов деятельности требует объединения в Саморегулируемые организации: строительная, оценочная, арбитражное управление и т.д.. При вступлении в СРО члены Партнёрства вносят взнос в компенсационный фонд, который по сути является резервом для чрезвычайных ситуаций. Согласно ст.13 Федерального закона от 01.12.2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»:
«1. Саморегулируемая организация вправе применять следующие способы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведённых ими товаров (работ, услуг) и иными лицами:
1) создание системы личного и (или) коллективного страхования;
2) формирование компенсационного фонда.
2. Компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счёт взносов членов саморегулируемой организации в размере не менее чем три тысячи рублей в отношении каждого члена.
3. В случае применения в качестве способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведённых ими товаров (работ, услуг) и иными лицами системы личного и (или) коллективного страхования минимальный размер страховой суммы по договору страхования ответственности каждого члена не может быть менее чем тридцать тысяч рублей в год.
12. Саморегулируемая организация в соответствии с федеральными законами в пределах средств компенсационного фонда саморегулируемой организации несет ответственность по обязательствам своего члена, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведённых членом саморегулируемой организации товаров (работ, услуг).
13. Не допускается осуществление выплат из компенсационного фонда, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведённых ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, если иное не предусмотрено федеральным законом. Не допускается возврат взносов членам саморегулируемой организации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
14. Взыскание по обязательствам саморегулируемой организации, в том числе по обязательству о возмещении причинённого члену саморегулируемой организации вреда, не может быть наложено на имущество компенсационного фонда саморегулируемой организации.»
Аккумулирование средств в СРО или банке требует более значительного отвлечения денежных ресурсов чем при страховании. Как вариант, СРО могло бы выплачивать из общего компенсационного фонда. В этом варианте будут смешаны риски при работе с добросовестными прибыльными предприятиями и фирмами в плохом состоянии.
То есть, очевидно, что при создании предприятий необходим взнос в безвозвратный резервный фонд. Для малых предприятий он должен быть не меньше суммы необходимой для финансирования процедур банкротства должника установленной законом.
Целесообразно установить ежегодные взносы в данный резервный фонд, для снятия рисков неплатежей со множеством контрагентов. При не оплате очередного взноса в резервный фонд в течении определённого периода у налоговой инспекции (или иного уполномоченного государством органа) возникнет право инициации процедуры ликвидации или банкротства. Что позволит очиститься от мёртвых неработающих предприятий. Для участия предприятий в различных конкурсах, тендерах, аукционах целесообразно устанавливать фильтр для предприятий с определенным резервным фондом. И тогда будут исключены случаи, когда новообразованная ОООшка нахватавшая бюджетных средств исчезала в неизвестном направлении. Установление определённого минимального резервного фонда было бы понятно для различных видов деятельности: страхование, банковская деятельность, работа с ценными бумагами, особо опасные производства и т.д..
На данный момент у государства, кредитных и страховых организаций стоит вопрос о источнике «длинных» денег. То есть больших сумм финансирования на длительные сроки инвестирования. Без которых: нельзя ни уменьшить проценты по кредитам (что в конце концов облегчит финансовое положение тех же предприятий), не увеличить сроки кредитования необходимые для финансирования строительства сложных объектов основных средств и инфраструктуры с долгими сроками строительства и окупаемости. А аккумулированные взносы в резервный или страховой фонд позволят с успехом решить данную проблему.
Так же данная новация интересна для развития предпринимательства России и деловой активности. Раньше руководителей и собственников предприятий редко привлекали к субсидиарной ответственности. В настоящий момент привлечение стало массовым и формальным. Фактически арбитражного управляющего заставляют автоматом писать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности и суд, особо не задумываясь, привлекает. Из-за чего у граждан резко снижается желание организовывать какое-либо дело в России или руководить каким-либо предприятием, так как они рискуют по пустым основаниям всем своим имуществом. И если их привлекают к субсидиарной ответственности, то в последующем они не могут списать эти долги и через своё личное банкротство. То есть государство удаляет из экономики активных квалифицированных добросовестных граждан, принуждая их уходить в тень или эмигрировать. Я ещё раз подчёркиваю добросовестных- не жуликов, не криминалитет, а именно нормальных граждан, которые из-за технических ошибок, не учёта быстро меняющегося и двояко трактующегося законодательства подвергаются несоразмерному риску. Поэтому ответственность обычных руководителей и участников целесообразно ограничить суммами перечисленными в резервный или страховой фонд.
Понятно что внесение данной новации приведёт к серьёзной корректировки законодательства Российской Федерации. Но если партия власти серьёзно заинтересуется данным предложением, то в относительно не долгий срок можно привести законодательство в норму.