Острая и опасная сатира, которую в годы перестройки показал Юрий Кара. «Ералаш» для взрослых. Экранизация романа «Сандро из Чегема», в которой режиссёр выделил именно взгляд на СССР глазами Сандро, показав тем самым необычное восприятие товарища Сталина. Экспозиция картины вводит опасный захват катера, чтобы донести до зрителей особенность кавказских земель. По сути, начальная сцена и финальная создают сквозную сюжетную нить, за одним исключением – мы еще не пировали с главой государства!
Это фантасмагорическое представление политики Сталина. Серия «А что если?», которая выпячивает на 1989 год возможные варианты жизни Джугашвили. Глазами Сандро мы видим, как народ относиться к руководителю. Первая встреча с главным героем сопровождается выбором: на кону здоровье близкого человека и представление на пиру. Весьма иронично и дерзко картина включает первый акт выступления. Именно строгий порядок, дисциплина отражают весь правовой режим государства. Можно сравнивать постоянно. Но то, как авторы показали систему охраны, посты, пропуска и сам зал пиршества – это аллюзия на большой промежуток времени в стране.
Фантасмагория только набирает оборот, представляя нашему вниманию Сталина в окружении «друзей», отсылая на «Тайную вечерю». С художественной точки зрения фильм полон отличных эпизодов, ирония с чиновниками того времени, а также сатира на весь круг приближённых вызывают смешанные чувства. Можно оценить и юмор, и стиль, и основную мысль, а чёткие кадры самого кушанья отлично всплывают в памяти в конце ленты, когда до зрителя доносят основную мысль Сталина.
Жадно, со свинством герои поедают разное кушанье, пьют алкоголь, что отлично представляет сильных мира сего. Будто Денетор в Минас-Тирите, пока доносилась песня Мерри. Чем больше выпито алкоголя, тем опаснее представление. Перед нами выпячивают грудь дутые павлины, красуясь перед шефом, а опасные соревнования показывают бесчинство перед простым людом. Кавказские танцы, дерзкие вызовы участников ансамбля друг друга также олицетворяют соревнования в глазах Сталина, чтобы как можно сильнее вызвать похвалу.
Картина постепенно меняет тон, показывая влияние на Сталина. Каждый гость имеет врага, а как ещё доказать, что человек плохой? Рассказать боссу. В целом, аллюзия удалась. Опасные конкурсы, танцы и песни были только для прикрытия, чтобы в итоге раскрыть перед глазами вождя всех прихвостней и подхалимов. Перед финалом Юрий Кара демонстрирует то, что было бы с вождём без страны. Это выглядит забавно и абсурдно. Как раз-таки на абсурд и была направлена Ночь со Сталиным, чтобы закадровым голосом донести до зрителя, что такое понятие «друзья», как к этому понятию относился Сталин, как сложилась жизнь после Пиров Валтасара.
Резкая и контрастная картина, где за песнями-плясками скрывается холодный расчёт, сравнение и вердикт! Необычно и интригующе.