Найти тему

Проблемы брендирования территории музеев-заповедников и пути их решения

Согласно нормативному определению, музей-заповедник — это некоммерческое учреждение культуры, «которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историкокультурным заповедникам, или ансамблями».

В федеральном законодательстве выделяется семь типов достопримечательных мест, и если достопримечательное место представляет собой «выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания», то «на основании заключения историко-культурной экспертизы» возможно его отнесение к историко-культурным заповедникам федерального, регионального или местного (муниципального) уровня . Другими словами, музеизаповедники сегодня являются главными «хранителями» историкокультурных достопримечательностей, имеющих высокое значение для российской культуры и общества. Законодательно перед музеями-заповедниками ставится первостепенная задача — обеспечение физической сохранности переданных им объектов культурного наследия и доступа к ним посетителей, а также сохранение указанных объектов в широком смысле, включающем их изучение, актуализацию и «популяризацию». Кроме этого, в соответствии с законом, данные учреждения «имеют право» проведения мероприятий, направленных «на сохранение… исторически сложившихся видов деятельности (в том числе поддержание традиционного образа жизни и природопользования), осуществляемых сложившимися, характерными для данной территории способами, народных художественных промыслов и ремесел» . Это «право» современные музеи-заповедники используют сполна, собирая и демонстрируя «живое» (нематериальное) наследие, актуализации которого уделяется особое внимание в последнее двадцатилетие.

-2

Среди музеологов привычным является понимание музеев-заповедников как музеев под открытым небом, созданных «на основе музеефикации территорий и недвижимых объектов культурного и природного наследия и получивших соответствующий (юридический. – Авт.) статус»6 . Определяющей формой существования любого музея под открытым небом выступает масштабная экспозиция, включающая различные природные и историко-культурные объекты, объединенные общей территорией в соответствии с принципами ансамблевого метода. Это музеи-усадьбы, военно-исторические, архитектурно-исторические, исторические, природные и археологические музеи-заповедники и др. В особую группу выделяются архитектурно-этнографические музеи под открытым небом типа «скансен», в экспозициях которых демонстрируются перевезенные с других территорий (обычно соседних) архитектурные памятники. Однако большинство архитектурно-этнографических российских музеев относятся к смешанному типу: в их основе находятся историко-культурные ансамбли in situ, дополненные схожими аутентичными объектами в процессе комплектования экспозиции. В пространстве всех этих музеев происходит сближение ансамблевого метода и ландшафтного, характерного естественно-научным музеям и позволяющего воссоздавать целостные фрагменты природной среды. В результате этого сближения сохраняются и восстанавливаются единые «культурные ландшафты» — «природно-культурные территориальные комплексы, сформировавшиеся в результате эволюционного взаимодействия природы и человека, его социокультурной и хозяйственной деятельности и состоящие из характерных устойчивых сочетаний природных и культурных компонентов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимообусловленности» . Повторим, что созданные на основе ансамблевого метода экспозиции близки тем потенциальным музейным посетителям, которые ностальгируют по ушедшей историко-бытовой, мемориальной или этнобытовой реальности. Для них, насколько бы ни были притягательные виртуальные проекты современности, их просмотр не может заменить прогулки по тенистым аллеям усадебного парка, запаха дерева от крестьянской избы, мистицизма археологических памятников или торжественно-трагического величия, которым веет от монумента погибшим защитникам Родины. Статистика явно демонстрирует, что таких посетителей — немало. Согласно отчетной документации 2019 года, в России существует 142 музея-заповедника и более 70 иных музеев под открытым небом8 , которые составляют в целом около 7% от общего количества музеев9 . При этом девять из двадцати отечественных музеев, принявших в 2019 году свыше 1 млн гостей, являются музеями-заповедниками. Это — «Петергоф» (6,3 млн посетителей), «Царское Село» (4,24 млн), «Московский Кремль» (3,1 млн), «Казанский Кремль» (3,1 млн), «Сталинградская битва» (2,62 млн), «Царицыно» (2,43 млн), ский объединенный музей-заповедник (1,23 млн), Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (1,21 млн) и Владимиро-Суздальский музей-заповедник (1,21 млн)10. Еще восемь учреждений подобного типа (из всего — восемнадцати) приняли за 2019 год от 500 тыс. до 1 млн человек. В их группе — Елабужский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (815 тыс.), Новгородский объединенный музей-заповедник (809 тыс.), Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник (808 тыс.), «Херсонес Таврический» (806 тыс.), Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник (675 тыс.), Музей керамики и «Усадьба Кусково» (563 тыс.), Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник (530 тыс.) и «Изборск» (508 тыс.)11. Кроме того, почти семьдесят отечественных музеев-заповедников (музеев-усадеб и т.п.) посетили в 2019 году от 100 до 500 тыс. человек. В целом, музеи под открытым небом имеют более высокую популярность у туристов и местных жителей: в 2019 году их гости составили треть всей российской музейной аудитории — 32,6%12. К этому следует добавить, что в последнее время фиксируется тенденция увеличения посещаемости музеев-заповедников, демонстрирующая за последние 5 лет стабильный годовой прирост в большинстве учреждений в 3–7% посетителей.

-3