Конец XVII — XVIII век в Европе называют Эпохой Просвещения. Это был очень интересный и насыщенный событиями период, один из тех, которые называют ключевыми в культурном развитии общества. Если дать характеристику этого времени одной фразой, то можно сказать так: это была эпоха оформления и развития науки, господства рационализма и появления идеи свободы в современном понимании этого слова.
Среди деятелей Просвещения были выдающиеся люди: философы, писатели, ученые. Одним из них был немецкий мыслитель Иммануил Кант (1724–1804), который, кстати, прекрасно понимал, в какую знаменательную эпоху он живет, и дал ей меткую характеристику. Кант говорил, что Просвещение освободило разум человека, вывело его из состояния несовершеннолетия, которое требовало стороннего руководства. А теперь, в XVIII веке, люди начали самостоятельно пользоваться своим разумом.
То есть Кант констатировал поворот к рационализму. Так оно и было. Эпоха Просвещения знаменуется тем, что научное знание было возведено тогда в ранг единственно истинного, разоблачались суеверия, появилась идея прогресса, утверждались идеалы свободы, равенства и братства.
Несомненно, все это меняло жизнь общества. Люди поверили в то, что можно и общественную жизнь выстроить на разумных началах так, чтобы всем людям жилось хорошо. Сильно возросло значение образования. Не только знатные люди и представители среднего слоя, но и низшего, хотели, чтобы их дети выросли, как минимум, грамотными людьми, знакомыми хотя бы с азами различных наук.
Фрэнсис Бэкон еще в XVII веке провозгласил: "Знание — сила". Эти два слова звучат как манифест эпохи. Огромное влияние на умы современников оказали труд Исаака Ньютона «Математические начала натуральной философии», а также книга Джона Локка «Опыт о человеческом разумении».
Однако самым знаковым событием просветительской эпохи стало издание «Энциклопедии», инициированное французским философом Дени Дидро. О значении этой книги я писала тут.
Важнейшим выводом, к которому пришли просветители, размышляя о природе человека и общества, стал тот, что в разумно устроенном мире люди должны беспрепятственно пользоваться своими естественными правами. Они неотъемлемы и даны каждому человеку от рождения. Это право на жизнь, на свободу и на владение собственностью. Никто не вправе покушаться на это. Так закладывалось современное понимание прав и свобод человека.
Эпоха Просвещения сильно изменила отношение людей к религии. Впервые в открытую стало возможно говорить об атеизме и отстаивать его позиции. Началась активная секуляризация общественной жизни, то есть сознание все большего количества людей освобождалось от влияния церкви. Если возникала проблема, ее пытались решать, опираясь не на слепую веру, а на знание. Например, выяснилось, что оспа — не божье наказание, а заразная болезнь, от которой можно защититься благодаря прививке. Прививочная кампания шла так успешно, что вскоре оспа перестала быть смертельной опасностью.
В быт вошли такие вещи, как, например, часы, карманные зеркала, зонты. Все это говорило о новой культуре повседневности.
Но увы, прекрасные идеи Просвещения не смогли тогда реализоваться в полной мере. Их почти утопили в крови Французской революции. Почти, да не совсем! Современный мир многое перенял из этой эпохи, идеи Просвещения стали фундаментом, на котором строится нынешнее развитое #общество .
#культура #философия #эпоха_просвещения
Читайте еще на моем канале:
Слышали термин "аккультурация"? Что же это такое.
Эстетика Никола Буало: можно ли ее применить в наше время к гиперреализму?
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Какой экспонат поразил меня больше всего в музее Фаберже в Баден-Бадене