Найти тему

Насколько убедительными кажутся вам аргументы субъективных идеалистов?

Мысль о том, что весь мир находится исключительно в голове субъекта (то есть, в моей), не нова и имеет свои резоны. Основной из них очевиден: если б не было меня как воспринимающего субъекта, то ни о каком мире и речи бы не было. Он бы отсутствовал как таковой, ибо столь же прекрасно отсутствует все то, о чем я не знаю. Значит, объективный мир дается нам в ощущениях, а при отсутствии таковых его просто нет.

Такая позиция в философии называется субъективным идеализмом.

Джордж Данлоп Лесли.
Джордж Данлоп Лесли.

Сейчас будет длинная цитата из книги английского мыслителя XVII века Джорджа Беркли, одного из самых ярких представителей этого направления. В «Трактате о принципах человеческого знания» он писал:

«Странным образом среди людей преобладает мнение, что дома, горы, реки, одним словом, чувственные вещи имеют существование, природное или реальное, отличное от того, что их воспринимает разум. Но (...) что же такое эти вышеупомянутые объекты, как не вещи, которые мы воспринимаем посредством чувств? А что же мы воспринимаем, как не свои собственные идеи или ощущения (ideas or sensation)? И разве это прямо-таки не нелепо, что какие-либо идеи или ощущения, или комбинации их могут существовать, не будучи воспринимаемыми?».
Джордж Данлоп Лесли.
Джордж Данлоп Лесли.

Таким образом, на вопрос о том, что первично в мире, субъективные идеалисты отвечают, что первично наше сознание, благодаря которому мы воспринимаем окружающее. А конкретными инструментами этого процесса являются наши чувства. Живой организм оснащен разнообразными качествами, позволяющими ему общаться с окружающим миром, выстраивать с ним отношения и, в конечном итоге, благодаря этому, выживать. У человека есть, как известно, пять органов чувств — зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

Вот они-то и дают нам представление о мире, в котором мы находимся.

Джордж Данлоп Лесли.
Джордж Данлоп Лесли.

Но у каждого человека эти органы развиты по-разному. Например, я близорука, и мир без очков предстает передо мной расплывчатым, нечетким. Если б я никогда не носила очков, то думала бы, что мир и впрямь такой размытый и иным быть не может. А есть вообще слепые люди, глухие и т.д. Каким является объективный мир в их сознании, знают только они сами. Вы сможете объяснить слепому от рождения, что такое синий цвет и чем от отличается от розового? Вряд ли. А глухому — отличие музыки Моцарта от скрипа телеги?

Так что получается, что первично субъективное представление об объекте, данное нам в ощущениях, а не сами эти объекты.

Джордж Данлоп Лесли.
Джордж Данлоп Лесли.

Однако субъективный идеализм не отрицает вообще наличия объектов. Они есть! Но их существование зависит исключительно от того, кто и как их воспринимает. Вот представьте, что вы ни сном, ни духом не подозреваете о существовании чего-то там. Ну дык его и нет, пока вы с ним не столкнетесь! А если не столкнетесь, то это нечто так и останется несуществующим для вас. Однако, это не значит, что его нет в принципе. Кто-то другой его воспринимает, поэтому оно для него прекрасным образом существует.

Субъективный идеализм привлекает многих философов и просто думающих людей тем, что дает вполне конкретное и понятное объяснение того, как взаимодействуют субъект и объект. Однако, в нем есть и подводные камни в виде солипсизма, то есть утверждения, что мир существует исключительно в моем личном сознании. Опасность такого радикального подхода отталкивает многих от субъективного идеализма.

#философия #мышление #познание

Читайте еще на моем канале:

Слышали термин "аккультурация"? Что же это такое.

Эстетика Никола Буало: можно ли ее применить в наше время к гиперреализму?

А вот еще интересное в блоге моего мужа:

Какой экспонат поразил меня больше всего в музее Фаберже в Баден-Бадене