Самый необычный участник Кубка Франции в этом году – клуб с Таити «Венус». Это не новичок, он уже попадал в седьмой раунд турнира в 2019 году, но сразу вылетел в домашнем матче. На этот раз задача сложнее: сегодня «Венус» сыграет в гостях против «Трелиссака». И это очень важный фактор – домашний стадион «Венуса» находится примерно в 16 тысячах километров от гостевого. Чтобы добраться до аэропорта Тулуза-Бланьяк во Франции, команде потребовалось около суток.
«Венус» не играл несколько месяцев и выглядит аутсайдером. Но команда будет сражаться – для нее это главный матч сезона
Игроки «Венуса» прилетели на матч сильно заранее – еще 1 ноября, за две недели до игры. Судя по фотографии после приземления, футболисты перенесли полет нормально. Это путешествие – целое событие для небольшого клуба, поэтому его освещают как можно детальнее: тренировки, командные собрания, ужины и походы в магазины выкладывают в группе в фейсбуке.
Команда прилетела так рано, чтобы привыкнуть к условиям – сейчас дневная температура в их родной коммуне Маине – 28 градусов. А в Трелиссаке, провинции, где пройдет матч, – на 10 градусов меньше. Разница во времени – 11 часов.
«Венус» тренируется на базе «Тулузы» и клуба Лиги 2 «Родез». Они уже сыграли два товарищеских матча – против резервной команды «Тулузы» (победили 2:0) и «Родеза» (ничья 2:2). Товарищеские матчи в ноябре? Да, потому что у «Венуса» кроме расстояния, погоды и джетлага есть еще одна проблема – команда не играла с весны. Чемпионат Таити закончился 16 мая из-за очередной волны ковида во Французской Полинезии.
Новый сезон начнется только 24 ноября, причем первые два тура «Венус» пропускает из-за Кубка Франции, поэтому игроки еще не набрали форму. При этом в составе есть футболисты в потрясающих кондициях – например, нападающий Теаонуи Техау за 58 матчей забил 101 гол. Причем он играет и в основной сборной Таити, и в сборной по пляжному футболу.
«Во Франции нам выпадет соперник, который провел уже 13-14 игр в новом сезоне, – объяснял тренер «Венуса» Самуэль Гарсия до жеребьевки. – А мы даже не начинали чемпионат. Поэтому нам так важно сыграть два товарищеских матча, чтобы понять, на какой стадии мы находимся в плане ритма». Тренер признает, что они пока не набрали форму: «Нам по-прежнему явно не хватает ритма. Нужно играть, лучшая тренировка – матчи».
«Конечно, у нас нет таких денег, структуры и дисциплины, игроков, как во Франции, но мы должны работать», – отметил Терай Бремон, полузащитник «Венуса».
После всех этапов подготовки финальным испытанием станет стадион Фирмин-Дауду – домашняя арена «Трелиссака». Команда играет в Национальной группе 2, четвертом по силе дивизионе Франции, и занимает шестое место в группе D. Игроки «Венуса» спокойны – на последней тренировке они занимались йогой, затем поселились в отеле и провели командный ужин, на котором обсудили тактику на первый матч сезона – его в клубе считают «важнейшим в году».
Как вообще получилось, что в Кубке одной страны можно лететь до соперника 16 тысяч километров?
Для справки: от Калининграда до Владивостока – меньше десяти.
Причина в гигантском колониальном наследии Франции. На пике в начале XX века французам принадлежали земли в Сирии и Индокитае, Мадагаскар, почти вся Северная и Западная Африка, а еще острова и территории в Карибском море, Южной Америке, Индийском и Тихом океанах.
С середины XX века французские колонии стремительно откалывались. Правда, во Франции не очень хотели отказываться от территорий и отпускали только самых резвых защитников независимости (с Алжиром вообще пришлось воевать). Поэтому маленькие острова так и остались заморскими территориями Франции.
По французскому законодательству заморские регионы (Французская Гвиана, Гваделупа, Мартиника, Майотта и Реюньон) имеют тот же статус, что и регионы в метрополии. Другие заморские территории – Французская Полинезия (ее еще называют заморской страной), Уоллис и Футуна, Сен-Мартен, Сен-Бартелеми, Сен-Пьер и Микелон – имеют полуавтономный статус. У них другая валюта и органы управления, но они представлены во французском сенате и советах и могут голосовать за депутатов в Европарламенте.
Особый статус у Новой Каледонии. Здесь постепенно передают власть от французского правительства к новокаледонскому, а еще в дополнение к французскому на Новой Каледонии выдают свои паспорта.
В футбольном плане ситуация не менее запутанная.
Никто не понимает, как дают футбольную независимость заморским территориям. Одни могут отбираться на чемпионат мира, другие – только играть товарняки
Так, а сейчас будьте внимательнее.
Таити (Французская Полинезия) и Новая Каледония – члены ОФК и ФИФА, они могут играть и в Кубке Океании, и в отборах к чемпионату мира, и даже в Кубке Конфедераций.
Французская Гвиана, Мартиника, Гваделупа и Сен-Мартен входят в КОНКАКАФ, но не входят в ФИФА. Они могут играть в Золотом Кубке – главном турнире сборных из КОНКАКАФ (Мартиника и Гваделупа даже играли в 2021-м против Канады, США и Коста-Рики), но не могут в отборах на ЧМ.
Реюньон – аффилированный член КАФ (но не ФИФА) и не может выступать ни в Кубке африканских наций, ни в отборе ЧМ.
Майотта, Сен-Пьер и Микелон и Уоллис и Футуна не входят ни в какую конфедерацию и могут играть только товарищеские матчи друг с другом.
Даже внутри Франции не очень понимают, почему одним регионам разрешают футбольную независимость, а другим – нет. Пару лет назад Корсика подала запрос в ФИФА, чтобы играть официальные матчи и отбираться на чемпионат мира, но для этого нужно было еще и французское одобрение. Франция Корсику не отпустила.
При этом для метрополии футбол в заморских территориях – это дополнительные расходы. На Таити и Реюньоне проводят свои чемпионаты, но уровень команд и футбола откровенно слабый. Поэтому Федерация футбола Франции выделяет заморским территория по 3,5 млн евро в год на развитие, недавно подключилась и ФИФА: выделила 300 тысяч евро в год для Гваделупы, Гвианы и Мартиники, а еще 100 тысяч – для Сент-Мартена.
Проблемы крохотных островов – уровень соперников и инфраструктура. И Кубок Франции кажется единственным решением для команд с Таити и Гваделупы – иначе показать таланты метрополии нереально. Без повода никто не полетит больше 20 часов на другой конец света.
Но есть и плюсы. Парни из заморских территорий Франции нередко сверкают и попадают в сборную. Их просто нужно отыскать.
На Гваделупе начинали Тома Лемар, Лилиан Тюрам и Мариус Трезор. Во Французской Гвиане поиграли Бернар Лама и Флоран Малуда, на Реюньоне стартовал Димитри Пайе и Флоран Синама-Понголь, а в Новой Каледонии до 18 лет гоняли мяч Антуан Комбуаре и Кристиан Карамбе.
Заморские клубы слабые. Но они иногда выдают сенсации
В седьмом и восьмом раундах Кубка Франции играют еще несколько клубов из заморских территорий страны из Майотта, Реюньона, Мартиники, Гваделупы и Гвианы. Причем им в турнире даже проще – до 1/64 профессиональные и любительские клубы разводят. Затем они могут встретиться и с профессионалами, но и здесь есть бонус – если ты на два дивизиона ниже оппонента, то автоматически играешь дома.
Им есть кем вдохновляться: три любительских клуба доходили до финала – «Кале» в 2000 году проиграл «Нанту» на последней минуте, «Кевийи» в 2012-м уступил «Лиону», а «Ле Эрбье» в 2018-м в финале проиграл «ПСЖ».
Из зарубежных команд вдохновляться пока особенно некем. Заморским клубам можно участвовать в турнире с сезона-1961/62, но первые 14 лет они каждый раз проигрывали французским командам. Это изменилось в сезоне-1974/75: тогда «Голден Стар» (Мартиника) победил «Мелен» со счетом 2:1 и впервые среди заморских клубов вышел в 1/64 Кубка. В сезоне-1988/89 «Ле Жельдар» (Французская Гвиана) стал первой зарубежной командой, пробившейся в 1/32. То же самое в сезоне-2019/20 сделали «Сен-Пьерруаз» (Реюньон) и «Францискан» (Мартиника). И этот результат из заморских клубов пока так никто и не превзошел.
Чтобы хоть мечтать об этом, «Венусу» сначала надо обыграть «Треллисак» в седьмом раунде. Но в комментариях на фейсбуке болельщики не стесняются делать смелые прогнозы. Они мечтают о финале – где, естественно, их будет ждать «ПСЖ».