Вообще, все эти крики о закрытии "Мемориала" кажутся мне странными еще и потому, что в любой нормальной стране, где развиты и государственные институт, и общество, "Мемориал" бы закрылся еще после развязки дела Дмитриева. Он бы самораспустился, не дожидаясь давления общественности. Все люди, напрямую замеченные в поддержке и фальсификации кампании защиты Дмитриева, получили бы волчий билет в правозащите и НКО. Рядовые участники "Мемориала" подверглись бы гражданской люстрации, когда, при их попытке трудоустроиться в другое место, каждого бы персонально проверяли на причастность к кампании защиты Дмитриева.
"Мемориал" выступил против многие годы мучимого ребенка, сироты, и натравил фактически на него ряд мировых знаменитостей. Потому что, если все отбросить, получим, что именно на очернении девочки стояла вся кампания и вся поддержка Дмитриева. На утверждении, что девочка обманула. На вранье о том, что она скучает по Дмитриеву, что называет его отцом. На сокрытии того факта, что девочка на суде по обоим делам лично давала показания.
Апофеозом этой лжи стала организация подложной экспертной оценки показаний девочки, которую устроили люди, изначально поддерживавшие Дмитриева: это Александр Шмелев, привлекший для такой грязной работы своего отца, лингвиста Шмелева, подругу матери Анну Дыбо и активную защитницу Дмитриева Ирину Левонтину, которая задолго до участия в этой оценке стояла в пикете за Дмитриева.
Они оболгали ребенка, назвав ее показания неправдивыми, а когда выяснилось, что ребенок лично суду все пояснял, забыли покаяться.
Они же организовали экспертную оценку фото из дела людьми, которые с самого начала поддерживали Дмитриева и поэтому объявили, что его фото девочки нормальные
Так сделала религиовед Анна Шмаина-Великанова, так сделал Лев Щеглов (оба, отмечу, не стали делать судебную экспертизу фото - они фактически выступали свидетелями защиты и давали лишь оценку). А когда новые порции фото из дела были опубликованы, они забыли принести извинения, потому что считали, что репутация "Мемориала" важнее слезы ребенка. Все строилось на попирании ребенка, годами жившего с судимым, дымившим в квартире дедом без образования, который лез ей под юбку, снимал голой и колотил по голове.
Только общество с неразвитыми гражданскими институтами могло такое "Мемориалу" простить. В нормальной стране организация бы, повторяю, с позором самораспустилась. И все, кто поддерживал ее в деле Дмитриева, горели бы со стыда.
А у нас гордятся. Удивительные люди.