Найти тему
История

Революция роз

Так называемая "Революция роз" была представлена в СМИ как мирные антиправительственные протесты в связи с серьезными нарушениями в ходе избирательной кампании. В результате массовых протестов был смещен тогдашний президент Шеварднадзе и в январе 2004 года у власти оказался новый прозападный Михаил Саакашвили. Саакашвили был решительно настроен на интеграцию Грузии в НАТО и ЕС. Следуя советам Запада во внешней и внутренней политике, Грузия направила войска в Ирак, чтобы укрепить свой имидж и заключить более тесный союз с США. Неявно позиционируя Грузию как проамериканскую страну, Саакашвили разозлил самопровозглашенные республики Абхазию и Южную Осетию. Проводимые в Грузии политические преобразования Россия посчитала неуместными и слишком поверхностными, учитывая сложную и нестабильную ситуацию в Грузии.

Михаил Саакашвили ясно дал понять, что одной из его главных целей является воссоединение Грузии. Его политическая цель - ускорить воссоединение любой ценой - привела к усилению российской поддержки Южной Осетии и Абхазии. Хрупкие двусторонние отношения между Грузией и Россией и противоположные взгляды на два отколовшихся региона были первыми признаками назревающего конфликта. Неустанная риторика Саакашвили о восстановлении территориальной целостности привела к обстрелу Южной Осетии в августе 2004 года. Эскалация конфликта не ограничилась лишь эпизодическими обстрелами, но позже сопровождалась инцидентами с береговой охраной. Грузинские власти запретили иностранным судам причаливать в Абхазии без разрешения Тбилиси.

В это время Россия внесла ряд изменений в свой подход к политическим вопросам, которые анализировались с националистической точки зрения. Путин рассматривал "революцию роз" как мастерски срежиссированное вмешательство Запада в "ближнее зарубежье" России, способное дестабилизировать ситуацию в российских республиках Северного Кавказа и других бывших советских республиках. Именно по этой причине Путин подчеркнул опасность, которую представляют неправительственные организации для интересов безопасности России. Соединенные Штаты через свои различные лобби, некоммерческие организации и другие институты оказывают влияние на западный политический истеблишмент. Путин вновь заявил, что неправительственные организации "обслуживают сомнительные группы и коммерческие интересы".

Поддержка США позволила представить Саакашвили как демократического лидера новой Грузии. Хотя США позиционировали Саакашвили как одного из самых важных союзников, формально это было лишь впечатление, которое ему создали. Саакашвили неверно истолковал финансовую поддержку и военную помощь как полноценный военный альянс. Этот просчет привел к нереалистичным ожиданиям, которые проявились во время войны 2008 года. Война была обречена с самого начала; первоначальная стратегия Саакашвили, вероятно, была обусловлена его верой в быструю победу и желанием заручиться симпатией США. Продвижение администрацией Буша грузинского правительства как маяка демократии и празднование экономических реформ в сочетании с антироссийской риторикой и авторитарным характером Саакашвили было ошибочно истолковано как разрешение действовать.

Суть реакции России на либерализацию общественных институтов и радикальное изменение политической структуры Грузии после революции роз заключалась в убеждении, что эти изменения были не естественным явлением, а скорее внешними попытками расширить американские империалистические амбиции и в конечном итоге ограничить геополитические позиции России.

За два года своего президентства Михаил Саакашвили почти реализовал свою главную цель - вступление в НАТО и интеграцию Грузии в западную политическую структуру. Вопрос был не "если", а "когда". Эти разные взгляды и стали причиной конфликта, произошедшего еще в 2008 году.